Аккорды ii-V встречаются в джазе довольно часто, поэтому они очень важны. Джазовые гитаристы постоянно сталкиваются с этой прогрессией. Неудивительно, что умение играть соло на ее фоне — обязательный навык.
Когда я только начинаю знакомить своих учеников с такой гармонией, я советую им первое время играть дорийский и миксолидийский лад поверх каждого аккорда соответственно. Но в итоге их соло часто звучат слишком диатонически, не по-джазовому.
Вот тогда-то и наступает черед бибоповых гамм. Сегодня мы поговорим о минорной бибоповой гамме, доминантной бибоповой гамме, а также о своеобразном «гибриде», который я называю комбинированной бибоповой гаммой.
В качестве бонуса я прилагаю к этой статье видеоролик, где вы можете посмотреть и послушать, как все эти гаммы звучат в контексте импровизации.
Поэтому берите гитару, включайте усилитель и вперед! Добавим джаза вашим соло!
Минорная бибоповая гамма
Для начала давайте разберемся с минорной бибоповой гаммой. Она основана на дорийском ладу с добавленной ступенью #7. Ее можно играть поверх аккорда m7 (минорный септаккорд), так как он построен на основе аналогичного лада, а ступень #7 как раз и придает ей ту самую «джазовость», которой так не хватает диатоническим ладам.
Хорошенько проработайте аппликатуру минорной бибоповой гаммы, представленную на рисунке ниже. Тоника при этом находится на пятой струне. Затем включите минус с записью аккорда Dm7 и начинайте импровизировать. Потом повторите то же самое для других тональностей. Нужно привыкнуть к звучанию этой гаммы и добиться того, чтобы ваши пальцы играли ее ноты автоматически.
Когда вы перейдете к отработке следующей гаммы, минорная бибоповая гамма будет для вас основой. Поэтому очень важно, чтобы она практически стала вашей второй натурой. Иначе нет смысла продолжать.
Доминантная бибоповая гамма
Если вы разобрались с первой гаммой, можете переходить к аккорду V прогрессии ii-V и начинать тренировать доминантную бибоповую гамму. Для этого вам даже не придется передвигать руку по грифу — эту гамму можно играть в той же позиции.
Она основана на миксолидийском ладу с добавлением дополнительной ноты — ступени #7. Итак, мы получили гамму, состоящую из восьми нот. Она очень похожа на минорную бибоповую гамму, с той разницей, что доминантную гамму хорошо играть поверх мажорных септаккордов.
Как и в прошлый раз, сначала потренируйте игру гаммы отдельно, а затем пробуйте импровизировать под минус (в данном случае — аккорд G7). Потом повторяйте то же самое в других 11 тональностях. Так вы сможете понять, как играть в рамках этой гаммы по всему грифу.
Как только вы почувствуете, что играете эти две гаммы более или менее уверенно, запишите минус с прогрессией ii-V (для начала подойдет по 4 такта на каждый аккорд), включите его и играйте соло в соответствующей гамме поверх каждого аккорда. На аккорд Dm7 вы играете в рамках бибоповой гаммы D минор, а на аккорд G7 — в рамках доминантной бибоповой гаммы G.
Потом можете немного усложнить себе задачу: запишите минус, в котором на каждый аккорд будет приходиться не по четыре, а по два такта. Ваша цель — научиться применять каждую гамму для импровизации поверх соответствующего аккорда прогрессии. Так вы научитесь пользоваться бибоповой гаммой и одновременно видеть и слышать каждый аккорд как единое целое.
«Комбинированная» бибоповая гамма
Когда я изучал эти гаммы, я понял, что, помимо того, что их можно использовать по отдельности, солируя в ii-V, их также можно замечательно объединять и играть поверх обоих аккордов. Так я пришел к идее «комбинированной» бибоповой гаммы.
В этом случае проходящие ноты из каждой гаммы создают интересный эффект, когда звучат на фоне «чужого» аккорда прогрессии, которую мы сегодня используем в качестве примера.
Тональность С мажор:
Dm7 = C# (#7) и F# (M3)
G7 = C# (b5 блюзовая нота) и F# (#7)
Как и в случае любых хроматических нот, не стоит особенно задерживаться на проходящих нотах. С них можно начать фразу или вставить их в ее середину. А вот завершать ими пассажи не стоит. Лучше просто играть их вскользь, не акцентируя на них внимание. Конечно, если вы не хотите, чтобы ваше соло звучало экстремально атонально.
На рисунке я добавил ноты А, В и С на первой струне, чтобы аппликатура была законченной. Как только разберетесь с ней, включайте трек с прогрессией Dm7-G7 и пробуйте играть соло поверх обоих аккордов в рамках этой гаммы. Теперь ваши соло станут еще более разнообразными, ведь в вашем распоряжении — дополнительный мелодический материал, комбинация первых двух гамм, разобранных нами сегодня.
Видеоролик к уроку
Посмотрите видео к этому уроку. Там я подробно объясняю каждую гамму, исполняю их на гитаре и показываю, как их можно применять в джазовой импровизации.
Уже испробовали «комбинированную» бибоповую гамму на практике? Тогда поделитесь своими впечатлениями о ней в комментариях!
И не забывайте подписываться на рассылку от Гитаршколы, чтобы ежедневно получать уроки гитары.
Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании и преподает в Музыкальном колледже г. Лидса (Leeds College of Music). Также он является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».
Отличный урок