Музыканты с незапамятных времен спорят о плюсах и минусах музыкального образования. Некоторые считают, что оно просто незаменимо, кто-то же утверждает, что оно убивает креативность. Я же думаю, что важно не то, что вы знаете, а то, что вы делаете с тем, что знаете.
Писать о рок-импровизации – нелегкая задача. Ведь здесь нет какого-то одного определяющего фактора. Все дело в сочетании и слиянии многих элементов. Великое рок-соло рассказывает историю, которая привлекает ваше внимание. Оно вызывает у слушателя чувства и эмоции. Это своего рода магия. Я считаю, что изучение гамм и музыкальной теории несомненно расширит ваши горизонты, но вот поможет ли это в развитии импровизационных навыков? Не факт.
Когда речь идет о практике, важно привести в равновесие голову (способность понимать, что вы делаете), руки (способность исполнить музыкальную фразу, родившуюся у вас в голове) и сердце (выразительность). Как правило, один из этих элементов несколько выбивается из общей картины. Именно так можно увидеть, над чем конкретно вам надо работать. Если все три элемента находятся в равновесии, я советую играть на максимуме возможностей. Но не забывайте о том, что всегда есть, куда развиваться.
Большинство рок-композиций в гармоническом плане значительно проще джаза. Поэтому совсем необязательно, что знание гамм сделает вас хорошим импровизатором в стиле рок. Тогда возникает вопрос: а что же делать? Над чем нужно работать для развития навыка импровизации? Если ваша цель – придумать что-то новое, это часто оказывает своего рода давление на вас, и в результате дает обратный эффект – тормозит креативность. Одно из возможных решений – поиск новых путей работы с тем, что вам уже знакомо. Так вы уходите от давления необходимости быть оригинальным и начинаете экспериментировать, не думая о результате. Если вам нравится, вы продолжаете. Если нет, отказываетесь от этой идеи. Все просто!
Часто я играю в игру под названием «А что, если?» Иными словами, я придумываю для себя правило и смотрю, что из этого выйдет. На первый взгляд, кажется, что так я искусственно ограничиваю себя, но на деле этот подход дает ощущение свободы. Когда ваши возможности ограничены, вы начинаете придумывать разные варианты в рамках доступного. Уже много раз я открывал для себя что-то, о чем бы и не догадался или не заметил в иных условиях.
Если вы попробуете такой подход, вам гарантировано следующее:
- ◎ Вы найдете для себя то, о чем и не думали.
- ◎ Вы не будете в восторге от каждой своей идеи.
- ◎ Вы увидите, что есть еще очень много всего, что стоит открыть – а это отличный стимул для дальнейших занятий.
Научиться импровизировать на гитаре
Остерегайтесь ям
Первое ограничение будет носить чисто ритмический характер. Идея очень проста: Не играть на первую долю. Вам придется внимательно слушать свою игру, чтобы понять, где же находится эта самая первая доля. Возможно, вначале вы будете звучать зажато, но со временем вы поразитесь огромному количеству вариаций, которые вы сочините. Послушайте Пример 1. Вы увидите, как можно использовать легкую аппликатуру пентатоники А-минор (A–C–D–E–G) для тренировки.
В Примере 2 мы расширим эту концепцию, взяв G-миксолидийский лад (G–A–B-C–D–E–F) на фоне аккорда G7. Обращайте особое внимание на смещения позиций.
Тоники – это слишком просто
Возможно, это не так легко принять, но тоника – далеко не самая важная нота аккорда. Давайте попробуем отказаться от нее и посмотрим, что из этого выйдет. В Примере 3 представлена короткая фраза на основе А-миксолидийского лада (A–B–C#–D–E–F#–G), вращающаяся вокруг тоники, но не касающаяся ее. Обратите внимание на то, что каждая фраза или мотив начинается с аккордового тона, но не с тоники.
А теперь перенесем эту идею в тональность D. В Примере 4 мы избегаем тонику и обрисовываем некоторые диатонические аккорды. Например, начнем с арпеджио F#m7 (F#–A–C#–E), которое ведет к арпеджио C#m7 (C#–E–G#–B). Имейте в виду: G# – это «чужая» для тональности D нота. Это добавляет колорита. Помните о том, что «неправильных» нот не бывает. Все дело в том, как вы используете их и как разрешаете напряжение, создаваемое ими.
Скользкие струны
Вот еще одно интересное ограничение: Попробуйте сыграть соло без использования второй струны. Зачем это нужно? Иногда, в самом разгаре концерта, струна может и подвести. Но играть-то нужно! Если вы научитесь быть музыкальными, избегая струну, вы будете готовы к этому. В Примере 5 мы играем в G мажоре, не касаясь второй струны. Начнем с диатонических секст, затем перейдем к идее в Е-миноре, после чего завершим фразу нисходящей гаммой.
Конечно, эту идею можно и перевернуть с ног на голову. В Примере 6 вся фраза играется исключительно на второй струне. В качестве фона служит аккорд D7, поэтому будем придерживаться D-миксолидийского лада (D–E–F#–G–A–B–C). В этом заключается огромный потенциал! Например, попробуйте сыграть гамму мелодического минора на четвертой струне, экспериментируя при этом с разными комбинациями глиссандо, хаммер-онов, пулл-оффов и пр. А как насчет дорийского лада на первой струне? Бонус: Эти упражнения можно поиграть со слайдом.
Практика игры целевых нот
Даже если вы не так сильны в музыкальной теории, звучание целевых нот, скорей всего, уже въелось в ваше сознание. Прослушайте Пример 7. Это простая прогрессия D–A–E. Вы заметите, как легко можно строить фразы, опираясь на несколько основополагающих аккордовых тонов.
Ничего сложного! На фоне аккорда D играем ноту D, на фоне аккорда А – ноту C#, а на фоне аккорда Е – ноту G#. Эти ноты будут для нас своеобразной точкой отсчета для создания более длинных и разнообразных фраз. Сначала поиграйте простые мелодические линии с целевыми нотами на сильных долях. Вскоре вы соберете арсенал гамм и арпеджио, которые подойдут и понравятся именно вам. У меня получилось что-то вроде Примера 8.
Со временем вы сможете пользоваться этой идеей при солировании. Сначала вам покажется, что здесь дело в каком-то расчете, но вскоре вы заметите, что в итоге получается нечто очень даже интересное. Давайте еще поработаем над этим.
В Примере 9 мы имеем дело с прогрессией Dm7–Bb7–Dm7–G9. Эта гармония несколько более сложна, но принцип остается неизменным. Целевыми нотами являются ноты A, Ab, A и B, соответственно.
Аккорды в данном примере носят несколько более джазовый характер. Прошу прощения у тех, кто не любит джаз. Как-то так. А всех остальных я попрошу попытаться применить вышеописанный подход к этой прогрессии. Для аккорда Dm7 я беру D-эолийский лад (D–E–F–G–A–Bb–C), а затем перехожу к Bb-лидийской гамме с пониженной седьмой ступенью (Bb–C–D–E–F–G–Ab) на аккорде Bb7. Обратите внимание на то, что эти гаммы отличаются друг от друга всего на одну ноту: нота A опускается до Ab. Почему это так важно? Потому что это разрушает миф о том, что для каждого аккорда нужно применять абсолютно новую гамму. Вы также можете играть D-дорийский лад (D–E–F–G–A–B–C) на аккорде Dm7 и G-миксолидийский лад (G–A–B–C–D–E–F) на аккорде G7. И что же нам известно? Обе гаммы содержат одни и те же ноты с одним лишь отличием – точкой отсчета.
Совет: Импровизируя, я предпочитаю концентрироваться на нотах, которые меняются при смене аккордов (Пример 10), а не подбирая свою гамму к каждому аккорду. Как только вы начнете смотреть на прогрессии с этой точки зрения, ваше сознание перевернется.
В заключительной на сегодня серии примеров мы посмотрим, как упростить себе задачу прохождения сквозь дебри прогрессий. В Примере 11 вы услышите прогрессию D–A–Bm–G с целевыми нотами F#, E, D и B — 3, 5, 5 и 3 нашей четырехаккордовой прогрессии.
В Примере 12 я выбрал простой путь. Я начал с четырех целевых нот и просто переходил от одной к другой. Это действительно самое простое решение, но оно работает и отлично звучит. Никогда не избегайте мелодического хода только потому, что он кажется вам слишком очевидным.
Не существует какой-то волшебной формулы или метода для выбора целевых нот. Все дело в выборе нескольких нот, которые будут хорошо звучать в рамках конкретного аккорда. Как только вы разберетесь с этими примерами, начинайте подбирать свои целевые ноты и придумывать собственные фразы, переходящие от одной ноты к другой. Чтобы добиться результата, вам нужно будет поработать – а на это требуется время и терпение. Обращайте внимание на то, что вам нравится, и опускайте то, что не по душе. Но не прекращайте поиск!
А что же дальше?
Выучите все фразы этого урока. Затем разберитесь в том, как они работают. И, конечно, переходите к собственным вариациям на основе тех же принципов. Вы поразитесь, насколько сильно изменится ваше звучание, и это замечательно!
Вот еще несколько идей на проработку:
- ◎ Представьте себе, что, когда вы играете на гитаре, вы говорите. Думайте об истории, которую вы хотите рассказать, и о том, как она прозвучала бы, если бы рассказчик преподносил ее эмоционально. Старайтесь передать эти эмоции фразами, которые вы играете. Даже если вы – единственный, кто знает эту историю, ваши слушатели почувствуют, что вы «говорите», а не просто кривляетесь.
- ◎ Расположите руку на новой для себя позиции на грифе и заставьте себя открывать то, что звучит хорошо. Очень важно учиться работать с чем-то новым для себя. Помните: прогресс – дело нелегкое.
- ◎ Возьмите любую фразу, которую вы играли миллион раз, и сыграйте ее в новом для себя ритме. Если вы всегда начинаете с первой доли, начните на «и» и обратите внимание на то, как меняются акценты.
- ◎ Сыграйте одну и ту же фразу четыре раза, каждый раз завершая ее на разной ноте.
- ◎ Представьте, что вы – это кто-то другой, и играйте соответственно.
Настоящая импровизация – это целая жизнь. Когда я импровизирую, кажется, что я не думаю вообще, что музыка просто выходит из меня без каких-либо усилий с моей стороны. Обычно я думаю об истории, которую я хочу рассказать, и о том, как соло вносит свой вклад в эмоциональность музыки. Я не думаю о нотах, гаммах, звукоизвлечении или настройках усилителя. Всем этим я занимаюсь дома, поэтому во время импровизации мне уже не нужно беспокоиться об этом. Я много работаю над концепцией, которую я называю «координация уха/руки». Она заключается в том, что то, что возникает в моей голове, я стараюсь как можно легче переносить в пальцы.
Истинная импровизация – это всегда риск того, что ваша идея не будет удачной. Но важно идти на этот риск, потому что так вы можете наткнуться на что-то неожиданное и весьма любопытное. При этом нельзя забывать о том, что нужно слушать то, что получается на самом деле, а не то, что получается, по вашему мнению. Важно судить не о том, что вы играете, а о том, нравится это вам или нет. Невозможно управлять мнением других, поэтому я и не пытаюсь.
При написании этой статьи я сначала не хотел вставлять в нее фразы, потому что тогда складывается впечатление вроде: «выучите эти фразы и вы научитесь импровизировать». Но потом я вспомнил о том, что я пишу для тех, кто стремится проникнуть вглубь музыкальной материи, а музыканты – это, как правило, умные люди, способные заметить разницу. Задача фраз в этой статье – продемонстрировать, как работает каждая идея. Ясно, что следующим шагом должна стать разработка собственных концепций.
Но я уверен, что вам это и так уже известно.
Я-никто,и звать меня-никак…Кто Вы,автор этой публикации? Понятно,что Вы профессиональный музыкант и имеете музыкальное образование. Честь Вам и хвала,что публикуете подобный материал.Я тоже имею профессиональное музыкальное образование, работал директором музыкальной школы и преподавал по классу классической гитары. С молодости сочиняю песни,и музыку,и слова. Вообще-то,обладать даром интересной импровизации дано не каждому,это Божий дар. Знаю музыкантов,которые нотную грамоту знают абы-как,а импровизируют и в джазе,и в блюзе,и в роке так,что просто заслушаешься! И никакой школы импровизации они не изучали. Хотелось бы пообщаться с Вами,у нас,похоже,много общего.Если Вы,конечно,не против.Буду ждать от Вас письмо. Заранее благодарю.