Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью на этот вопрос.
Место электрогитары в джазе
В музыке тридцатых годов в исполнении биг бэндами известных мастеров джаза начало века, появляются такие элементы техники игры, послужившие в дальнейшем открытию совершенно нового музыкального стиля. Этот новый стиль получил название — «свинг».
Его важнейшей характеристикой стали: наличие в ритмике регулярной четырехдольной пульсации, так называемого «бита», в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы и, отклонения от этой пульсации — качание, раскачка и импровизация, на фоне рифа.
«Риф» — двух — четырехтактовая ритмическая гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. Свинг — одно из выразительных средств джаза. В конце тридцатых годов большинство свинговых оркестров почти вытеснили иные виды развлекательной музыки, но им не хватало звучания электрогитары. Обычно, в джазовых оркестрах использовалась гитара особой конструкции, к деки которых были большой толщины и выпуклой формы, наподобие скрипичных.
Для аккомпонемента духовым инструментам, исполняющим свинг, нужен был объемный, громкий и быстрозатухающий звук. Немного позже в Америке начнется развитие звукоснимательной техники и появится целое семейство электрогитар.
Применение электрогитары в джазе
Первым музыкантом применивших в джазе новинку, был Эдди Дарем. Он играл в оркестре Джимми Лансфорда на тромбоне и гитаре. Кроме игры в оркестре Джимми был неплохим аранжировщиком. Его успехи усилить с помощью резонатора звук гитары вызвали большой интерес и в 1935 году оркестр Джимми Лансфорда записали на магнитную пленку.
Эта запись была в основном посвящена Э. Дарему и необычному звучанию его гитары. Так изобретение электрогитары послужило открытию новых направлений, в том числе и в джазе. Основоположниками новых джазовых школ игры на электрогитаре стали — Чарли Кристиан в Америки и Джанго Рейхард в Европе.
Чарли Кристиан — основоположник джазовой школы электрогитары
История Чарли Кристиана как выдающегося гитариста начинается с его пятнадцатилетия, тогда он впервые по наставлению отца взял в руки гитару. До этого, Ч. Кристиан занимался уроками на тенор-саксофоне и за три года занятий научился прекрасно им владеть.
Ни чего удивительного здесь нет, Чарли был способным и одаренным мальчиком. Он все время занимался, и труд его не пропал даром. После того как Чарли Кристиан также успешно освоил новый музыкальный инструмент, он стал выступать в составе малых джазовых ансамблей.
Среди участников он выделялся своим неисчерпаемым вдохновением. Джон Хамонд, пропагандист джаза, услышав о талантливом гитаристе и пршел на выступление оркестра в котором играл Кристиан. Игра молодого негритянского гитариста ошеломила Хамонда. Чарли играл на обычной гитаре, которая не представляла собой ничего особенного, которую подключил к усилительному устройству, но его импровизации были настолько захватывающими, что потрясенный их звучанием Дж. Хамонд решил показать юношу Бенни Гудману, который высоко оценил мастерство музыканта и пригласил Чарли к себе в оркестр.
Чарли Кристиан играл с такой виртуозностью, что казался в своем искусстве игры на гитаре, просто недосягаем. Техника, которой обладал Чарли при игре на электрогитаре, отличалась от приемов игры на акустической. Чарли экспериментировал: в гармонии с увеличенными и уменьшенными аккордами, с ритмическими рисунками известных джазовых мелодий, с пассажами, добавляя к септаккордам надстройки.
Его слушатели поражались мелодической и ритмической изобретательностью музыканта. С приходом Кристиана на большую сцену электрогитара прочно вошла в жизнь джазовых коллективов, а стиль его игры открыл в джазе целую современную эпоху, которая получила название «боп» или (de-dop). Эпоху, которая, в свою очередь, положила начало развитию джаза. И не просто джаза, а самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.
Познавательная статья и с исторической стороны и с музыкальной. Вот теперь я знаю точно, что джаз без электрогитары мы представить себе не можем благодаря Чарли Кристиану.
Как то даже не представляю себе джаз без звука электрогитары. Оказывается так было не всегда. Как правильно поступил Чарли Кристиан, когда внес эту замечательную нотку в музыку джаза!