В середине 1980х годов казалось, что имя скрипача-виртуоза 19 века Никколо Паганини (Niccolò Paganini) упоминалось практически в каждой статье гитарных журналов. Сегодня ситуация несколько изменилась. Почему? Да потому, что Паганини — с его поразительной техничностью, сложными произведениями и легендой о «продаже души дьяволу» — стал идолом неоклассического движения шред-гитаристов (Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) даже упомянул его в списке тех, кого он благодарил за помощь в создании своего первого альбома).
Затем наступила эпоха 90х, и легенда Паганини несколько затихла. Очень жаль, ведь каждый гитарист — от электрошреддера до акустического гитариста — может найти для себя что-то полезное в его музыке. Даже для фанатов гранжа есть у Паганини пара-тройка идей. Предлагаю вам сегодня взглянуть на один из шедевров скрипача-виртуоза — Каприс №24. Заключительное произведение из коллекции 24 Каприсов — одно из самых сложных. Его довелось исполнять практически каждому популярному скрипачу профессионального уровня. Гитарист Элиот Фиск (Eliot Fisk) переложил его для гитары. В видео ниже вы можете видеть его версию.
Многие ошибочно считают, что Паганини — всего лишь монстр скорости, но на самом деле совсем не скорость является определяющей в этом произведении. Этот каприс строится из основной темы, одиннадцати вариаций и заключения. Вариации включают в себя несколько видов техник, требующих необычных аппликатур и смещений позиций, которые сложно исполнить в любом темпе.
В этом уроке я постараюсь представить тему (Пример 1) так четко, как только возможно. Она исполняется на гитаре с нейлоновыми струнами, без аккомпанемента — примерно так, как исполнял бы сам Паганини на соло-скрипке. Примеры записаны в гораздо более удобном темпе, чем предпочел бы Паганини.
Что касается остальных трех примеров, к ним я добавил аккомпанемент и немного изменил грув. Вы заметите, что, несмотря на то, что Каприс №24 был написан для соло-скрипки, тема и последующие мелодические вариации следуют определенной аккордовой прогрессии. Чтобы объяснить, как можно вывести прогрессию из мелодии, потребуется отдельный урок, поэтому давайте просто примем эту прогрессию как данность.
Пример 2 предполагает комбинацию хроматических нот и хитрых форшлагов, которые, по моему мнению, напоминают некоторые нюансы, встречающиеся во многих джазовых соло.
Изначально Паганини написал Пример 3 (основанный на вариации 3), чтобы продемонстрировать возможности игры октав на скрипке. К счастью для нас, эта вариация отлично подходит для гитары и является хорошим примером игры мелодий в более тяжелом стиле гранж.
Пример 4 (вариация 4) подразумевает идею хроматических проходящих нот. Эта вариация напоминает мне Спиди Веста (Speedy West) и Джимми Брайанта (Jimmy Bryant) и их мощную хроматическую композицию “Stratosphere Boogie”, поэтому я решил записать эту вариацию на подобный минус.
И в заключение, Пример 5 (вариация 7). Это одно из моих самых любимых произведений! Оно предполагает серию триольных фигур, проходящих через радикальные смены позиций и ходы с пропуском струн. Здесь я выбрал минус в стиле регги, чтобы придать музыке ощущение спокойствия.
Как уже упоминалось выше, Паганини написал одиннадцать вариаций и заключение на основе оригинальной темы. Рекомендую вам найти семь оставшихся и попробовать переработать их по-своему, не так, как это сделали классические гитаристы или шреддеры-неоклассики. Любое музыкальное произведение, написанное для любого инструмента, можно изменить и подстроить под свои предпочтения и вкусы, ведь ноты на бумаге — это всего лишь ноты на бумаге, а то, как вы оживите их, целиком и полностью зависит от вас!
Спасибо за отличнейший урок! Будет, чем заняться на выходных))
Cупер!