Развитие слуха имеет первостепенное значение для любого музыканта. Переоценить важность этого навыка просто невозможно. Я считаю, что способность «декодировать» музыкальные произведения со слуха жизненно необходима любому, кто стремится стать хорошим музыкантом. Без богатого воображения, конечно, тоже не обойтись, но ведь чтобы претворить в жизнь все те звуки, которые вы слышите в своем воображении, как раз и нужен слух. Это и есть тот самый элемент, связывающий музыку, рождающуюся в вашей голове, со звуками, которые можно извлечь из вашего музыкального инструмента.
Все музыканты занимаются тренировкой слуха постоянно, часто даже не осознавая этого. Если музыкант слушает какое-либо произведение и представляет, как его следует играть, он опирается при этом на свой слух, то есть на способность понимать и распознавать музыкальные элементы.
То же самое происходит, когда он копирует ту или иную композицию, перекладывает ее для воспроизведения на другом инструменте, записывает ее нотами или сочиняет что-либо на ее основе. Слух — это своеобразный навигатор, определяющий траекторию движения музыки. Без такого «навигатора» ваш «корабль» просто-напросто заблудится в музыкальном «океане».
Мне всегда нравилось анализировать нотную запись произведений. Когда я учился в колледже, у меня был предмет под названием «сольфеджио». Там мы учились петь с листа. Пение с листа подразумевает пение той или иной композиции (или просто фраз) на основе ее нотной записи. Сначала нужно определить тонику, затем начинать петь нотами «до-ре-ми…». Почти так же, как в фильме «Звуки музыки» («The Sound of Music»). «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» — это мажорная гамма. Для остальных звуков в рамках октавы из двенадцати тонов также есть свои обозначения. Сольфеджио относилось к разряду довольно сложных для меня предметов, но оно принесло мне огромную пользу. Формат статьи не позволяет мне углубляться в подробности и детали, но я настоятельно советую вам заняться сольфеджио самостоятельно.
Я всегда считал переложение (транскрипцию) музыкальных произведений отличным способом развития слуха и посвятил ему много лет. Я транскрибировал разную музыку, далеко не только гитарную. Самый известный пример-результат моих трудов в этой области — книга под названием «The Frank Zappa Guitar Book» (издательство Hal Leonard). Раздел «Shut Up and Play Yer Guitar» этой книги, как и многое другое, транскрибировал именно я. К сожалению, многие музыканты не могут снимать соло, ритм-партии, мелодические линии и т.д. со слуха — просто потому, что у них отсутствует необходимый для этого навык. Это требует длительных тренировок, и я никогда не устану твердить об огромной важности этого.
Но не пугайтесь: чтобы развивать слух, необязательно именно петь с листа или заниматься транскрибированием — есть и другие хорошие способы. Чтобы установить связь между головой и руками, достаточно просто взять в руки гитару и уделить некоторое время специальным упражнениям. Каким? Сейчас расскажу.
Многие из них гитаристы и так делают постоянно. Это гаммы, упражнения на технику, обращение аккордов и т.д. Все это очень и очень важно.
Один из самых легких способов развить слух — пропевать то, что вы играете. Например, вы играете гамму С мажор (C D E F G A B) в любой позиции. С тем же успехом это может быть любая другая гамма, которая вам нравится. Попробуйте пропевать каждую ноту одновременно с исполнением ее на гитаре. Следите за тем, чтобы точно попадать в ноты. Начните с одной ноты: сыграйте ее, затем пропойте. Потом можете играть и петь одновременно. После этого переходите к двум нотам. Как только вы научитесь играть и петь нотные пары более или менее уверенно, возьмите часть гаммы, например, ноты C, D, E и F, и придумайте какую-нибудь простую мелодию, состоящую из них. Попробуйте научиться играть ее и одновременно петь ноты — что-то вроде того, что делает джазовый гитарист Джордж Бенсон (George Benson).
Так вы сможете «синхронизировать» ваше ухо с тем, что вы играете. Делайте так, когда играете соло поверх какой либо аккордовой прогрессии или же когда просто импровизируете. При этом следите за тем, чтобы то, что вы играете, и то, что вы поете, полностью совпадало. Идея как раз в том, что вы должны уметь импровизировать на гитаре и петь то же самое. В любой тональности.
Очень полезно также записать минус из одного аккорда. Сначала играйте и пойте ноты, входящие в соответствующую тональность, не выходя за рамки гаммы из пяти, шести или семи нот. Вам придется на какое-то время забыть о существовании всех тех крутых фраз, которые вы умеете играть. Вы вернетесь к ним, как только ваш слух разовьется настолько, что вы сможете петь практически все, что вы играете. Проявите силу воли и постарайтесь не играть того, что вы не можете пропеть идеально. Вы можете петь в той же октаве, что и играете. Также можно петь на октаву ниже или выше. В любом случае вы должны попадать во все ноты.
Если вы будете тренироваться таким образом каждый день, вы заметите постепенное улучшение. Интересно то, что через какое-то время вы сможете слушать музыку более осознанно. Вы будете легко формулировать собственные музыкальные идеи и сможете сочинять музыку даже без гитары. А когда вы возьмете в руки инструмент, вы обнаружите, что играете то, что вы только что (или еще раньше) придумали, практически инстинктивно.
Впоследствии можете попробовать вот что (это упражнение нужно делать без гитары): представьте себе гриф гитары. Затем начинайте играть что-нибудь (тоже «виртуально») так, чтобы вы могли «слышать» и «видеть» ноты, которые вы играете, на «виртуальном грифе» в своем воображении. Полезно пропевать при этом ноты вслух. Это упражнение значительно укрепит связь вашего сознания с грифом гитары и поспособствует развитию слуха, ведь ваш подход к высотности звуков и их взаимосвязи (в плане высоты и расположения на грифе) будет более осознанным. Вполне возможно, что какие-то упражнения будут даваться вам особенно трудно, но со временем вам будет все легче и легче.
Все то, о чем я говорил сегодня, не относится к тем случаям, когда музыкант играет одно, а поет совсем другое. Некоторые гениальные люди, вроде Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), могут играть очень сложные ритмические партии и риффы из одиночных нот и одновременно петь дополняющие партии. Но за это отвечают абсолютно другие отделы мозга, и это очень сложно. Этой темой нужно заниматься отдельно. Если бы я умел играть на гитаре и петь одновременно… Сложно даже представить, каких высот я мог бы достичь! В следующий раз мы поговорим о развитии слуха еще подробнее.
Cпс Хотел бы освоить игру базовыми аккорлами по РОК песням. Пробовал по этой гитар школе Манилова Однако последовательности аккордов совершенно не нравятся Слышал есть какието самоучители с базовыми аккордами песен рок групп. Поэтому просьба — подскажите плз гитарную РОК школу- самоучитель похожую на гитаршколу Манилова, с базовыми аккордовыми связками на примере хитовых песен известных РОК — групп, разных времен. Например AC/DC. Может существует РОК аналог гитар школе Манилова? Если такого аналога нет можете написать такую школу? Ведь примеры аккордовых последовательностей есть — например сколько угодно у AC/DC (Walk All Over You и тп) и других. Было бы замечательно играть по такой школе. Такая школа была бы Заранее спс за ответ..
PS- гитар школу Троя Стетины не предлагать — знаю, играю). Интересует именно базовые последовательности аккордов (септ аккордов).