На сегодняшнем уроке мы будем говорить о применении пентатонической гаммы В минор. В нее входят следующие ноты: B, D, E, F#, A.
Многие гитаристы считают, что минорная пентатоническая гамма сильно ограничивает их возможности. Когда-то я тоже так думал. Мне потребовались годы тренировок, чтобы понять, как же переносить музыку, которая рождается у меня в голове, на гитарный гриф.
Обычно знакомство с этой гаммой начинают со схемы «две ноты на струну». Моя же цель заключалась в том, чтобы, играя в этой же тональности, звучать так же круто, как, например, Стив Вай (Steve Vai).
Я решил поэкспериментировать со схемой «три ноты на струну«. Мне сразу открылось много новых возможностей. Я смог вставлять в свою игру больше легато и арпеджио и стал еще свободнее перемещаться вниз и вверх по грифу.
Наша сегодняшняя фраза — пример тому, как я сочиняю пассажи и мелодии, импровизируя на гитаре. Конечно, каждая композиция и каждая импровизация неповторимы, но если вы поймете, как это делается, вы сможете применять этот навык в любой ситуации.
Фраза на основе пентатоники Си минор:
Итак, начинаем с комбинации арпеджио. Вы увидите, что все арпеджио играются на трех струнах. Я использую их, чтобы перемещаться между разными позициями пентатонической гаммы. Каждое арпеджио я завершаю аппликатурой «три ноты на струну», чтобы облегчить эти переходы.
Важно именно то, как я меняю позиции. Постарайтесь понять и вникнуть в форму гаммы, иначе вам будет казаться, что это просто набор нот. Если вы не знаете аппликатуры пентатонической гаммы, рекомендую вам выучить их перед тем, как приниматься за фразу. Так вы сможете лучше разобраться в том, о чем я говорю.
Играя восходящий пассаж, я перехожу к тэппинговой секции фразы. Ноты, извлекаемые этим приемом, отмечены на табулатуре буквой «Т». Тэппинговая секция в данном случае немного необычна, потому что я пользуюсь средним и безымянным пальцем, играя тэппингом. Большим и указательным пальцем я держу медиатор. Я делаю так, чтобы иметь возможность быстро переключаться на переменный штрих.
Разбейте фразу на части и прорабатывайте каждую часть в отдельности. Она не очень длинная, но довольно содержательная, поэтому лучше всего тренировать ее медленно и постепенно.
Надеюсь, сегодняшний урок был вам интересен! Добро пожаловать на Гитаршколу и не забывайте подписываться на рассылку уроков.
Гленн Праудфут (Glenn Proudfoot), Австралия, играл и ездил в туры со многими известными группами и исполнителями Европы и Австралии, в том числе с Prazsky Vyber — групппой, играющей в стиле прог-рок. Первый сольный инструментальный альбом Lick Em Гленн выпустил в 2010 году.