Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола.
Тональный оттенок, или тембр, — это способ выражения типа звука, издаваемого музыкальным инструментом. При описании определенного тона или «оттенка» звука часто используются такие определения, как яркий, теплый, насыщенный, звонкий и многие другие.
Тональный оттенок — тембр звука
Тембр любого звука зависит от нескольких факторов: от способа его извлечения, от количества голосов или нот, принимающих в этом участие, от его энергичности, а также, до некоторой степени, даже от его громкости и высоты.
Гитара способна производить широкое разнообразие тональных оттенков, зависящих от места, где струны берутся правой рукой, и положения ноты, удерживаемой левой рукой. Как уже говорилось, высокие позиции левой руки не только дают более теплые звуки, нежели позиции низкие, но и более восприимчивы к исполнению вибрато.
Что касается правой руки, то тональность звука в большой степени зависит от формы ногтей, от траектории движения пальцев после касания струн и от того, тирандо или апояндо вы играете.
Наиболее необычные оттенки звука можно получить, изменив рабочее положение правой кисти. Если струны берутся в непосредственной близости от подставки, то звуки получаются жесткими и яркими — этот прием называется «ponticello» или «sul pont» (что в переводе с итальянского и означает «на подставке»). Эти жесткость и яркость звуков могут в большой степени различаться в зависимости от того, насколько близко к подставке располагается правая кисть.
Даже совсем незначительное смещение руки с ее обычного положения (над эфой) в направлении подставки способно изменить тон звука. И наоборот, смещение правой кисти в противоположном направлении, когда она располагается над грифом или близко к нему, дает более мягкое, теплое звучание, которое обозначается итальянским термином «sul tasto» («на грифе»).
Интересное звучание, родственное «sul tasto», можно получить на басовых струнах, расположив правую кисть точно в двенадцати ладах (в одной октаве) от левой кисти. В результате того, что в этой точке находится гармонический узел, звучание басовых струн получается необычно глухим.
Как и всеми другими переменными — такими как изменения динамики и темпа, — пользоваться тональными оттенками следует взвешенно и продуманно. Наиболее приемлемо изменение тембра для выделения структурных вех мелодии. Достойным примером этому может быть немедленно повторяемая фраза — во второй раз ее можно исполнить «sul pont» с динамикой рр для выделения повторения.
Не являюсь профессионалом, только учусь и набираюсь опыта, очень нравится сайт и все статьи. Что касается тональности, очень много информации черпаю, но чтобы можно было просто положением кисти менять — это круто. Даже не задумывался об этом. Очень хорошая статья, много подчеркнул и кое что выписал. Спасибо.
Раньше не обращала особого внимания на положение правой руки. Удивлялась, что это иногда так по-разному звучит, а это — тональность) Спасибо за хорошие статьи, понятно даже новичку вроде меня.
Очень интересная тема. Никогда не думал, что положение рук может так кардинально изменить тембр звука. Не являюсь профессионалом, но попробую испробовать эти приемы на практике.
Оттенок звука — важный момент при исполнении любого музыкального произведения. Полностью согласна с автором.