Гитара — удивительный инструмент. У нее очень много возможностей.
В умелых руках гитара способна издавать звуки, которые сложно или даже невозможно извлечь на других инструментах. Это могут быть звуки, привлекающие внимание слушателя и одновременно поражающие других гитаристов своей необычностью.
Наверняка вам уже приходилось слышать какой-нибудь странный, но очень клевый звук, издаваемый гитарой, и вы думали: «Как же, черт возьми, это делается?!» Если да, эта статья для вас.
Мы расскажем о нескольких уникальных гитарных техниках, которые в любом случае удивят ваших друзей так же, как и удивили вас, когда вы впервые услышали результат их применения.
И если такие имена, как Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen), Джон Петруччи (John Petrucci), Кирк Хэмметт (Kirk Hammett), Джо Сатриани (Joe Satriani) и Стив Вай (Steve Vai), что-то значат для вас, вы поймете, что мы имеем в виду.
Особые флажолеты
Обычно натуральные флажолеты извлекаются на пятом, седьмом и двенадцатом ладах, но вообще-то их можно найти по всей длине струны.
Посмотрите на РИС. 1А. Левой рукой вы исполняете трель и одновременно проводите указательным пальцем по третьей струне, получая целый ряд разных флажолетов. Вернон Рейд (Vernon Reid) в “Fight the Fight” (Living Colour) делал примерно то же самое.
РИС. 1В. Указательным пальцем левой руки извлекайте флажолеты на шестой струне. Некоторые (3.1, 2.6 и т.д.) прячутся между ладами.
Ручки регулировки громкости
Это прием в духе Ван Халена. Для того, чтобы исполнить его (см. РИС. 2), нужна гитара с электроникой типа гитар Les Paul, то есть с отдельными ручками регулировки громкости для бриджевого и нэкового звукоснимателей.
Сначала выставьте громкость одного звукоснимателя на 10, а другого — на ноль. Извлеките исходную ноту, а затем начинайте крутить ручки по очереди туда-сюда в указанном ритме. Так вы получите эффект, сходный с тремоло. Ноты извлекайте приемом хаммер-он.
Экзотика
Если вы любите экзотику, РИС. 3 как раз для вас. Каждой ноте предшествует короткий удар по той же струне, на октаву выше, что дает эффект игры на кото (кото — японский инструмент с двенадцатью струнами).
Ударяйте по более низкой ноте, а основную ноту извлекайте средним или указательным пальцем правой руки (тэп/пулл-офф). Следите за тем, чтобы ваши удары были достаточно сильными, иначе ноты будут звучать с разной громкостью, и это произведет впечатление неровного звучания.
Верхний порожек
Струны позади верхнего порожка тоже могут нам помочь. Послушайте, например, “Runnin’ with the Devil” Ван Халена. Фраза на РИС. 4А завершается проведением медиатора в обратную сторону по струнам позади порожка. Это дает высокий звук, наподобие колокольчика.
РИС. 4В — бенд за верхним порожком делает звучание гитары похожим на стил-гитару. После извлечения аккорда G (такт 2) исполните бенд, прижав вторую струну средним пальцем правой руки. Послушайте, игру Джерри Донахью (Jerry Donahue) из Hellecasters. Он — мастер таких бендов и других эффектов, связанных с верхним порожком.
А что за грифом?
Всем нам когда-нибудь случалось, играя соло, сдергивать первую струну с грифа. Итогом был очень некрасивый звук. Но ведь его можно использовать и по-другому!
Пронзительный визг гитары Кирка Хэммета в соло “Master of Puppets” — результат именно такого приема.
На РИС. 5 показаны два примера применения этой техники. На второй доле играйте ноту C# на девятом ладу, затем стяните струну с грифа и отпускайте ее в указанном ритме, как будто бы вы исполняли обычное вибрато на бенде. Такт 2 — аналогичные операции на первой струне с нотой Е.
Птичьи трели
Трель рычагом тремоло лучше всего исполнять на гитаре, оборудованной машиной Floyd Rose. На РИС. 6 фраза в духе Джона Петруччи (“Under the Glass Moon”, Dream Theater). Рычаг должен указывать в противоположную грифу сторону.
После извлечения каждой ноты в тактах 1, 3 и 4 ударяйте по кончику рычага, чтобы слегка повысить звучащую ноту. Так вы получите пульсирующее звучание, ведь рычаг будет возвращаться в исходное положение.
Звуки животных
И в заключение еще два трюка с рычагом.
РИС. 7А — это вариант исполнения того самого «лошадиного ржания» гитары Эдди Ван Халена. Извлеките ноту на открытой струне, затем опустите рычаг до предела. После этого слегка прикоснитесь к струне указательным пальцем левой руки, чтобы прозвучал флажолет. Постепенно отпускайте рычаг, покачивая его.
На РИС. 7В — один из трюков с рычагом в стиле Джо Сатриани. Вам понадобится гитара с синглами, у которых выступают полюсные наконечники. Опустите рычаг так, чтобы струны провисли, а третья струна коснулась наконечника. Затем отпускайте рычаг, получая тот самый «чихающий» звук.