Хорошая мелодия или соло рассказывают историю, их можно пропеть (как, например, соло из предыдущего урока), даже если они не предполагают вокальной партии. Отличный прием — представить, что вы пишете для вокалиста. Вы как бы стремитесь поведать что-то вашей мелодией.
“It’s Never Too Late”, заглавный трек нового альбома Томми Эммануэля, посвященный своей дочери Рэйчел. На момент его написания она даже еще не родилась. Томми представлял себе, какой она будет, и постарался выразить это своей музыкой.
Когда он впервые исполнил эту композицию своим друзьям-полякам, которые не очень хорошо говорят по-английски, они сказали, что «эта песня хоть и в миноре, но звучит оптимистично». Большая часть музыки, написанной в миноре, звучит печально, но этого нельзя сказать о “It’s Never Too Late”.
Томми Эммануэль играет ее пальцевой техникой (это стандарт): на трех нижних струнах он играет тоники и квинты аккордов. При этом большой палец движется туда-сюда, чередуя струны в ритме прямых восьмых.
Высокие ноты аккордов и мелодическая линия приходятся на высокие струны. По ним нужно играть указательным и средним пальцами и время от времени мизинцем. Очень важно следить за четкостью звукоизвлечения, ведь вам нужно совместить две линии ритмически и гармонически.
Ритм в прямых восьмых нотах формирует основу композиции, а мелодия играется с синкопами. Некоторые ноты приходятся на сильные доли, совпадая с басовыми нотами, а некоторые — в промежутки между басовыми нотами (на слабые доли).
Я играю “It’s Never Too Late” с каподастром на втором ладу. Табулатура написана с учетом этого, то есть «0» означает открытую струну, «1» — первый лад после каподастра, «2» — второй лад после каподастра и т.д. Я мог бы играть и без каподастра, но мне кажется, что эта песня звучит гораздо лучше и ярче в более высокой тональности. На РИС. 1 вы видите восьмитактовое вступление. Здесь я повторяю ноты на четырех верхних струнах, а в басу (на двух нижних струнах) я двигаюсь от B к С и к Е, что дает прогрессию Bm(b6) Cadd2(#11) Em7add2 Cadd2(#11).
Важно, чтобы открытые ноты G звучали постоянно. На РИС. 2 показана схема для пятнадцатитактового куплета. По сути, это рисунок на восемь тактов, исполняющийся дважды, но с небольшими изменениями: в тактах 1-8 я связываю минорную и мажорную тональность, добавляя в такт 5 мажорный аккорд G(add2). Во второй половине куплета, которая начинается с такта 9, аккорд Bm заменяется на Cadd2(#11), а все остальное остается без изменений.
Эта секция занимает 15 тактов, а не 16, потому что финальный аккорд прогрессии D/F# (такты 7 и 8) во второй половине я играю только в одном такте. А дальше я перехожу к припеву, о котором мы поговорим в следующий раз.