Первым большим кумиром пианиста Ральфа Таунера (Ralph Towner) был Билл Эванс (Bill Evans) — легенда джаза. И только на последнем курсе колледжа (в Университете Орегона) Ральф впервые взял в руки гитару с нейлоновыми струнами. Так начался творческий путь человека, изменившего все представления о современном джазе.

Дискография Таунера включает огромное количество композиций, при записи которых он активно использовал колоды игральных карт, соломинки для питья, скрепки и другие не менее странные предметы, прикрепляя их на гитарные струны для получения эффекта перкуссии (послушайте, например, “The Donkey Jamboree” с Гэри Бертоном (Gary Burton)).

Но сольный репертуар Таунера на гитаре с нейлоновыми струнами — это, пожалуй, самый интересный аспект его творчества. Сейчас Таунеру 76 лет (статья 2016 года), и он все еще дает концерты, играя лучше, чем когда-либо!

В 1970 году Таунер сыграл на записи альбома Road группы Paul Winter Consort, куда вошла его композиция “Icarus” (сейчас это джазовый стандарт). Затем Таунер ушел из этой группы, основав джазовый квартет Oregon, выпустивший ряд новаторских записей, таких как Music of Another Present Era — смесь джаза, фолка, индейской музыки, авангарда и психоделии.

К хитам Таунера эпохи семидесятых годов относится и Solo Concert, в который вошли сольные вставки, необычные грувы и джазовые импровизации, исполненные преимущественно на двенадцатиструнной гитаре. Также это хороший пример его сотрудничества с гигантами джаза Гэри Бертоном (Gary Burton), Китом Джарреттом (Keith Jarrett), Гэри Пикоком (Gary Peacock), Иэном Гарбареком (Jan Garbarek) и гитаристом Джоном Аберкромби (John Abercrombie). В 1982 году Таунер и Аберкромби объединились для создания Five Years Later — записи, включающей “The Juggler’s Etude”. Эта композиция исполнена в строе drop-D и основана на скоростном пассаже, напоминающем то, что вы видите на РИС. 1. Начните с работы над первым тактом и следите за аппликатурой правой руки. Наращивайте скорость постепенно.

Табы пассажа в строе drop-D


В конце восьмидесятых Таунер выпустил City of Eyes. Открывает этот альбом “Jamaican Stopover” — перкуссивный шедевр в духе регги. Нечто подобное вы найдете на РИС. 2. Чтобы приблизиться к звучанию Таунера, держите медиатор у бриджа (такты 1-2) — да-да, глушение ладонью на классической гитаре!

Табы для акустики


В 2005 году группа Oregon отметила 35-летний юбилей, выпустив Prime. Здесь интерес представляет композиция Таунера «If» (она также вышла как сольная композиция на гитаре с нейлоновыми струнами в рамках его альбома 2006 года Time Line). РИС. 3 — это подражание ярким арпеджио этой композиции, и, конечно, массивное арпеджио Е мажор с нотами на открытых струнах. Похожее арпеджио можно услышать в “Catching Up” с альбома группы Oregon 2007 года 1000 Kilometers.

Яркое арпеджио для акустической гитары


Разберите массивное минорное арпеджио, представленное в третьем и четвертом тактах РИС. 4, а также предшествующий ему палм-мьютинг в стиле Таунера (первый и второй такты) и трезвучия (аккорды из трех нот) G, D, Em, Bm и A, ритмично исполняемые на высоких струнах.

Минорное арпеджио для акустической гитары


Этот урок мы завершим РИС. 5, который исполняется в строе drop-D и напоминает хит Таунера “In Stride” — заглавный трек альбома Oregon 2010 года (его также можно найти в альбоме гитарного трио MGT From a Dream). Эта фраза менее сложна в техническом плане, чем предыдущие примеры, но она отличается несколькими характерными чертами стиля Таунера, а именно флажолетами, трезвучиями, обращениями и новаторскими ритмами, поддерживающими запоминающуюся мелодию.

Минорные упражнения для гитары

Добавить комментарий