Я заметил, что некоторые из моих любимых гитаристов — независимо от жанра, в котором они играют — обладают умением отлично соединять аккорды и мелодические фразы друг с другом. Послушайте рокеров вроде Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen) или Тая Тэйбора (Ty Tabor), гуру джаз-рока Уэйна Кранца (Wayne Krantz) или маэстро госпела и соула Чалмерса Олфорда (Chalmers “Spanky” Alford). Это просто рай для ушей!
Подобные ритм-партии отлично вписываются в звучание и композицию. Они очень полезны в контексте трио. Я слышал, что один паренек из Сиэттла по имени Джими был особенно хорош в этом отношении. Сегодня я продемонстрирую вам пять разных примеров из стилей нео-соул, фанк, фьюжн и хард-рок. Каждый из них покажет вам новые пути для объединения ритма и соло.
Грув в стиле фанк-рок
Начнем с Примера 1. Здесь мы сталкиваемся с необычным размером, открытыми струнами, риффами на шестой струне и фразой с хаммер-онами и пулл-оффами. Пример можно разбить на две части: 7/4 и 4/4. Основная аккордовая прогрессия это Dm9-G13, но открытые вторая и первая струны дают каждому аккорду уникальное звучание в духе Кранца.
Фразы в третьем и шестом тактах исполняются в технике гибридного звукоизвлечения. Медиатор находится на четвертой струне, а средний палец играет по третьей. Также обратите внимание на то, что при повторении мотива в четвертом такте первый аккорд фразы заменяется шестнадцатой нотой.
Для меня практически невозможно написать статью о ритм-гитаре, не упомянув грув в стиле Миннеаполис. Если вы еще не знаете о моей любви к творчеству Принса (Prince), Пример 2 расскажет вам о ней. Играем в тональности В минор. Начинаем с пауэр-аккорда В5, проходим через несколько мажорных и минорных трезвучий и классических для фанка форм минор 13 и минор 7. Все аккорды должны исполняться чисто, при этом правая рука должна быть расслаблена.
Пример 3 представляет собой грув в стиле R&B с оттенком ранних девяностых и несколькими типичными для данного стиля аккордовыми вариациями. Очень важны в данном случае переходы от аккордов к мелодическим линиям. На YouTube можно найти много видео Чалмерса Олфорда (и его учеников и последователей), где хорошо видно особенности такой техники. Также обратите внимание на то, что многие трезвучия в данном примере могут быть как мажорными, так и минорными — в зависимости от басовой ноты.
А теперь перейдем к музыке потяжелее. Я уже упоминал Тая Тэйбора из группы King’s X. Творчество этого коллектива сильно повлияло на мой подход к созданию риффов и грувов. Они привнесли в тяжелую музыку много нового. Может быть, это характерно для техасцев? Не знаю, спросите у Pantera. В любом случае Пример 4 — это рифф в подобном стиле, основанный на C#7#9. Сконцентрируйтесь на правой руке и следите за чистотой исполнения.
Пример 5 несколько необычен. На фоне фанкового бита здесь подразумевается нечто в духе шаффла. Линия хай-хэта в минус-треке поможет вам поймать это ощущение шаффла. Дабл-стопы и аккорды в тактах пять, шесть и семь имеет смысл исполнять техникой гибридного звукоизвлечения. То же относится и к трезвучиям, которые вновь вводят мотив после заключительной легатной пробежки.
Хороший урок, жаль, что видео нет.
Возможно, через некоторое время будем записывать видео ко всем урокам;)
Отличная подборка!