Как бы гитаристы ни любили соло, реальность такова, что в составе группы большую часть времени им все же приходится играть ритм-партии.

Что касается игры соло, здесь нет недостатка в способах тренировок и оттачивания мастерства. Но к сожалению, в случае ритм-гитары это не совсем так. Отработка игры ритма требует особой усидчивости и дисциплины, поэтому не так уж часто мы слышим что-то вроде: «Да он просто отличный ритм-гитарист!» Опыт показывает, что тренировка ритм-партий имеет множество преимуществ: от развития чувства ритма до внедрения ритм-гитары в ритм-секцию.

В данной статье я покажу вам два подхода к игре партий в стиле ритм-гитары на фоне одноаккордового фанкового грува в Е. Я сознательно выбрал термин «партия в стиле ритм-гитары», потому что мне нравится более свободный подход к идее ритма. Я люблю добавлять в эту концепцию слайдовые сексты, однонотные мелодические ходы, обыгрывать воображаемые аккорды, синкопировать и т.д. Мы играем на фоне минуса в стиле фанк в тональности Е7 (или Е9).

Предлагаю вам потренировать ритм-партии на фоне разных треков (которые можно найти, например, на YouTube). Кроме того, полезно заниматься просто под метроном, что помогает концентрироваться на темпе и ритме, не отвлекаясь на линию баса, ударных и другие инструменты.

Упражнения для ритм-гитары

На РИС. 1 изображена ритм-партия на 12 тактов в тональности Е7. Она основана на Е-миксолидийском ладу (E F# G# A B C# D), который очень похож на гамму Е мажор. Единственное отличие между ними — пониженная седьмая ступень (от большой септимы D# к малой септиме D), поэтому аккордовыми тонами (1-3-5-b7) являются ноты E-G#-B-D. Если добавить ступени 9, 11 и 13, это будут ноты F#, A и C#.

Ритм партия на 12 тактов в тональности Е7

В такте 1 (на первой и второй долях) начинается музыкальная тема. Она проходит сквозь такты 1-3, а также такты 6, 9 и 11. Похожие ритмические фразы можно найти в фанковых стандартах “Standing on Shaky Ground” и “Bending Like a Willow Tree”. В тактах 1-3 и 6 я обрисовываю ритм-партию одиночными нотами, основанными на минорной пентатонике Е (E G A B D). В тактах 2, 4 и 9-12 я играю слайдовые сексты (пары нот через струну с интервалом в сексту, являющиеся диатоническими по отношению к Е-миксолидийскому ладу). Мне очень нравится также вставлять хроматические ходы, как видно в тактах 4 и 10.


РИС. 2 начинается с аккорда E7sus4 с квартой А, которая объясняет переход к последующей фразе из одиночных нот, основанной на блюзовой гамме Е. В тактах 2-5 я опираюсь на открытую первую струну как на педальный тон, играя при этом мелодическую линию на пятой, четвертой и третьей струнах. В такте 8 я перехожу к двухструнным бендам (двухнотным фигурам, в рамках которых играется бенд на одной струне), после чего возвращаюсь к педальному тону на первой струне, тем самым завершая фразу.

Упражнения в креативном ритме

Думаю, идея ясна. Теперь вы можете попробовать придумать собственные ритм-партии, применяя эти подходы.

  1. Владимир:

    а guitar pro нету к этому уроку?

Добавить комментарий