Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В двух прошлых уроках мы с Вами занимались компасом Bulerías, один урок мы посвятили теоретической части компаса и один — практической.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым приёмом, который используется во фламенко. Называется он Alzapúa.
Alzapúa — приём фламенко
Название приёма alzapúa (alza — движение вверх, púa — медиатор, конец ногтя) описывает характерное движение большого пальца вверх по струнам (от первой струны к шестой), присуще только технике гитары фламенко, придающее ритмическим проходам решительную синкопированную пульсацию.
В самой распространённой форме alzapúa сегодня состоит из быстрого повтора трёх типов удара большим пальцем правой руки:
1. Первым делом большой палец играет аккорд движением от шестой струны к первой. Важным является звучание верхних струн, поскольку эта часть alzapúa является частью мелодии. Чаще одновременно с этим ударом исполняется golpe.
2. Затем большой палец играет расгеадо от первой струны к шестой. На этой доле делается основной акцент, что придаёт ритму его характерную синкопированность. Точное количество струн, задействованных в этом движении, не важно, поскольку это движение, в отличие от первого, является частью ритма, а не мелодии.
3. И в заключении большой палец играет apoyando на одной из басовых струн. Это и есть ритмическая линия.
На протяжении всего времени исполнения alzapúa кисть правой руки находится в положении «большого пальца», как описано в Уроке 2. Движения в большом пальце от третьей фаланги.
Пример техники alzapúa в предыдущем Bulerías хороший повод познакомиться с этой методикой звукоизвлечения, поскольку здесь alzapúa играется на очень медленной скорости. Каждый из трёх ударов (вниз, вверх и одиночная нота на apoyando) совпадает с ½ доли интервала времени.
В других примерах Bulerías и вообще в других формах toque flamenco Вы можете видеть, что все три удара записаны как триоль и попадают на одну долю ритма. Так же обычно ритмические проходы на alzapúa исполняются в более энергичном темпе, нежели остальная мелодия, дабы усилить эффект от прослушивания.
Alzapúa может использоваться в различных типах toque flamenco. Но в последнее время чаще используется виртуозами, хотя техника является одной из древнейшей, поскольку подобные примеры можно услышать в музыке для арабского Аль-Уда или других предков гитары.
Раньше движение большого пальца от первой к шестой струне было общепринятой практикой во фламенко. Оно использовалось не только в игре расгеадо, но и в исполнении одиночных нот.
В настоящее время эта техника является устаревшей и почти утрачена, хотя иногда её всё таки можно услышать. Например в традиционной игре такого исполнителя, как Morón de la Frontera.
Сейчас вот как раз осваиваю этот прием. У меня он получается, но пока что медленно, так что буду тренироваться дальше.