Здравствуйте уважаемые читатели Гитаршколы. На прошлом уроке Вы ознакомились с последней темой (Развитие «фортепианной» техники игры на гитаре) из цикла Эволюция гитарного исполнительского мышления. Сегодня я бы хотел поделиться с Вами некоторыми практическими советами и можно приступать к упражнениям.
Модель гитары
Для игры данной техникой необходимо иметь стандартную электрогитару. Выработка навыков игры, используя новую, прогрессивную технику, не требует какого-либо изменения конструкции инструмента. Молодые музыканты могут ошибочно считать, что для игры «фортепианной» техникой нужна какая-то особенная, очень дорогая, высокопрофессиональная гитара, и только на таком инструменте можно овладеть сложными, необычными техническими приемами.
Конечно, любому гитаристу хочется иметь высококачественную гитару,- однако для того, чтобы научиться играть, овладеть «фортепианной» техникой, такой инструмент не требуется. Главное, чтобы гитара была удобна, сбалансировано висела на ремне и не имела явных конструктивных дефектов. Если вы ещё не сделали выбор относительно покупки гитары, то обязательно обратите своё внимание на инструменты российской фирмы «Russtone». Гитары этого предприятия изготавливаются из ценных пород дерева, используя самые передовые технологии производства. Кроме того, высококвалифицированные мастера, работающие на фирме, могут изготовить инструмент по вашему индивидуальному заказу.
Гриф и лады
Для игры «фортепианной», впрочем как и обычной техникой, необходимо иметь гитару с ровным грифом и хорошими, нестертыми ладами. Постарайтесь при необходимости, выровнять гриф (регулируется с помощью металлического стержня, проходящего внутри грифа). Если лады на вашей гитаре в неудовлетворительном состоянии, их возможно следует заменить. Все это необходимо для того, чтобы струны установить на минимальном расстоянии от грифа (1-1,5мм над XII ладом). Искривленный гриф, «продавленные» лады создают дополнительные трудности в звукоизвлечении, так как вы не сможете добиться низкого положения струн.
Струны
На начальном этапе лучше всего использовать толщину струн комплекта 0,09 — 0,42 (0,46). На более тонких струнах играть конечно легче, однако они звучат менее богато. После того, как вы освоите технику звукоизвлечения, можно будет увеличить толщину струн, что придаст гитаре более насыщенное звучание. В настоящее время существует множество фирм, производящих качественные струны.
«Фортепианная» техника требует точного звуко-высотного строя на всех ладах (по всей мензуре). При игре стандартным способом можно настроить гитару в пределах какой-либо игровой зоны и добиться чистого звучания на относительно изношенных струнах. Применяя двуручную технику этого сделать практически невозможно, так как используется в игре практически весь диапазон инструмента.
Для того, чтобы добиться точного строя на всех ладах, необходимо более часто менять комплекты струн и отстраивать их длину с помощью винтов на нижнем порожке.
Регулировка мензуры
Регулировка эта довольно проста: на XII ладу каждой струны извлеките натуральный флажолет и запомните его звучание, затем извлеките ноту, уже прижатую к XII ладу. При хорошей отстройке длины струны (только не на старых струнах) вы услышите одинаковые ноты, т.е. флажолет и нота XII лада будут составлять унисонный интервал.
Если флажолет будет звучать выше, необходимо укоротить струну (отверните винт данной струны, на нижнем порожке, на небольшое расстояние), в противном случае, соответственно, действия строго противоположны (увеличить длину струны при завышении ноты относительно флажолета). Всю эту процедуру можно сделать с помощью специального прибора — звуковысотного тюнера.
Строй гитары
В этом разделе предлагается осваивать «фортепианную» технику в стандартном строе гитары (6-Е, 5-А, 4-D, 3-G, 2-В, 1-Е). Некоторые гитаристы используют квартовый строй (например С. Джордан) — Е, А, D, G, С, F, т.е. повышая 1 и 2-ю струну на полтона. Квартовый строй более логичен, создаёт условия для более быстрого запоминания всевозможных аппликатур, что облегчает освоение «фортепианной» техники.
Однако этот строй обладает существенным недостатком: очень трудно подобрать тональности, в которых можно обильно использовать открытые струны, звучание которых придаёт гитаре особенную прелесть. В любом случае, освоив данную систему игры в стандартном строе, вы сможете играть и в квартовом, изучив некоторые аппликатурные особенности.
Все очень полезно и познавательно, но хотелось бы поподробнее узнать о том как правильно натягивать струны, у меня с этим плоховато и звук исходит не очень чистый.
При настройке гитары лучше пользоваться тюнером. О том, как правильно настроить гитару читайте здесь.
Один раз, когда натягивала струны на слух, вдавила так сильно верхний порожек, что больше не экспериментирую. Настраиваю только с помощью тюнера. Вот почему-то слух музыкальный есть, а не слышу, когда струны в унисон звучат. И еще про струны: брат мне всегда говорит, что если долгое время не играешь, то их нужно ослаблять в этот период времени. Это действительно необходимо, да?
Ослаблять не нужно.
Спасибо за практические советы)
Недавно взял себе первую гитару Hohner. Советы очень пригодились)