Из всех умений и навыков гитариста владение мажорными ладами, пожалуй, можно считать самым важным. В первую очередь это касается импровизаторов.
Разные звучания и идеи — если пользоваться ими грамотно — могут по-разному влиять на слушателя. А знание ладов — это, по сути, ключ к пониманию многих других важных вещей в музыке. По-разному комбинируя одни и те же семь нот, вы получаете много разнообразных возможностей.
Думаю, каждому из нас доводилось играть на джем-сессии, где — если убрать все мелодические и гармонические эксперименты — в итоге все сводилось к дорийскому ладу. Это надоедает. Сегодня мы посмотрим, как с помощью других ладов можно несколько разнообразить ситуацию. Хочу предупредить сразу: если делать это неправильно, результатом будет жалкая группка фальшивых нот. Но если подойти к вопросу со всей серьезностью и учесть при этом стиль, а также присутствие других музыкантов, которые, возможно, обладают хорошим слухом, этот прием вполне может обогатить ваш арсенал новыми интересными идеями. Итак, за дело!
Импровизация на гитаре. Примеры
Упр. 1 основано на стандартной аккордовой последовательности в А миноре. Это чередование аккордов Am7 и E7#9, украшенное несколькими хендриксовскими фразами. На фоне такой последовательности хочется играть в рамках А-дорийского лада (A-B-C-D-E-F#-G). Я считаю, что в дорийском ладу самой выразительной является шестая ступень. В данном случае это нота F#. Эта нота дает дорийскому ладу несколько более позитивное звучание по сравнению с эолийским (который также называют минорной гаммой). Кроме того, я играю несколько пентатонических ходов, которые подходят ко всем трем минорным ладам (эолийский, дорийский, фригийский).
Давайте посмотрим на эту прогрессию повнимательнее. Вы заметите, что ни один из этих аккордов не содержит ноту F#. Также в них нет ноты F, которая в данном случае является пониженной шестой ступенью. По этой причине на фоне этой прогрессии я могу играть как в дорийском, так и в эолийском (A-B-C-D-E-F-G) ладах. Посмотрите на Упр. 2. Здесь я играю ходы в дорийском и эолийском ладах.
Данная прогрессия очень проста. Она не ограничивает нас в мелодическом плане, поэтому мы имеем полное право чередовать дорийский и эолийский лады. Это также полезно знать и в том случае, если вы играете аккомпанемент. Добавление интересных аккордов может подать солирующему музыканту новую идею, но нужно помнить о том, что чем сложнее и напряженнее прогрессия, тем ограниченнее возможности для соло. Поэтому обращайтесь с аккордами аккуратно!
В следующем примере (Упр. 3) я играю на фоне стандартной последовательности во фригийском ладу. Здесь чередуются аккорды Bm7 и C, являющиеся диатоническими для В-фригийского лада (B-C-D-E-F#-G-A). За исключением нескольких проходящих нот, я придерживаюсь этого лада, играя соло. Все это замечательно, но давайте подумаем, что можно сделать, чтобы соло стало чуть менее предсказуемым.
На фоне аккорда Bm7 отлично звучит В-дорийский лад (B-C#-D-E-F#-G#-A). Он придает чисто фригийскому подходу совершенно новый характер. Но как только происходит смена аккорда, эта гамма идет вразрез с нотами аккорда С. Для этих аккордов лучше подходит В-фригийский лад. В отличие от первого примера, где мы брали дорийский лад, здесь мы не можем так просто начать играть в другом ладу. В данном случае многое зависит от того, какой аккорд звучит в настоящий момент. Поэтому здесь ситуация несколько сложнее. Она требует чуть больше опыта и практики.
Табы и ноты к упражнениям 4-7 можно скачать по ссылке ниже:
В Упр. 4 я играю на фоне той же прогрессии, что и прежде, но в гораздо более медленном темпе. Я играю вниз и вверх по гамме восьмыми нотами. На аккорд Bm7 я играю В-дорийский лад, а на аккорд С В-фригийский. Также на смене аккордов я проговариваю, к какой гамме я перехожу. Поиграйте это упражнение несколько раз, чтобы научиться плавно и быстро переключаться от одной гаммы к другой. Этот способ хорошо работает как раз в тех случаях, когда нужно научиться солировать, оперируя разными гаммами, поэтому запомните его.
В Упр. 5 я импровизирую на фоне нашей фригийской аккордовой прогрессии, пользуясь как дорийским, так и фригийским ладами. Получается что-то вроде «прилива» и «отлива» нот. Очень похоже на вдох и выдох, правда?
Проанализируем еще одну ситуацию, где использование разных ладов тоже может пригодиться. На этот раз возьмем миксолидийский лад — любимую гамму любого гитариста-импровизатора. Я просто обожаю этот лад! Он сочетает в себе позитивность и легкость мажора и блюзовое звучание малой септимы. Аккордовая прогрессия представляет собой чередование аккордов D6 и C6, но кроме этого, на протяжении всего трека звучит открытая первая струна. Мне просто очень нравится эффект, который это дает.
Это неплохой подход. Миксолидийский лад звучит отлично практически всегда, и мне довелось слышать огромное количество интереснейших и длинных соло, сыгранных исключительно в этом ладу. Но давайте посмотрим, есть ли другие варианты.
Как и в примере с фригийским ладом, мы не можем просто так менять лады, когда нам вздумается. Гамма должна сочетаться с нотами каждого аккорда. Поэтому попробуем вот что: на фоне аккорда D6 сыграем в D-ионийском ладу (D-E-F#-G -A-B-C#). Большая септима (С#) отлично звучит на фоне этого аккорда. Или, если вам хочется чего-то еще более экзотического, поэкспериментируйте с D-лидийским ладом (D-E-F#-G#-A-B-C#) на фоне того же аккорда. Как только начинает звучать аккорд С6, возвращайтесь в D-миксолидийский лад.
В Упр. 7 я использую тот же подход, что и в прошлый раз. Также обратите внимание на то, что на фоне D6 я иногда играю в ионийском ладу, а иногда в лидийском. Лидийский лад придает соло несколько более необычный характер.
Если вы хотите послушать, как мастера пользуются этой идеей в контексте миксолидийского лада, вот вам кавер-версия Джимми Херринга (Jimmy Herring) на песню Beatles “Within You, Without You”.
Но помните: здесь очень важно не переборщить! Вы наверняка заметили, что даже в случаях, когда я играю новые гаммы, я периодически вставляю и диатонические ходы тоже. Каждый лад — это своего рода ингредиент, придающий произведению новый оттенок. Но если добавить слишком много того или иного ингредиента, никто не сможет разобраться в том, что же получилось. Поэтому не перестарайтесь! Экспериментируйте и находите собственные пути применения этих идей. Удачи!
Пытаюсь научиться импровизации, но пока что слабо получается. Попробую воспользоваться Вашей методикой.