Из всех умений и навыков гитариста владение мажорными ладами, пожалуй, можно считать самым важным. В первую очередь это касается импровизаторов.

Разные звучания и идеи — если пользоваться ими грамотно — могут по-разному влиять на слушателя. А знание ладов — это, по сути, ключ к пониманию многих других важных вещей в музыке. По-разному комбинируя одни и те же семь нот, вы получаете много разнообразных возможностей.

Думаю, каждому из нас доводилось играть на джем-сессии, где — если убрать все мелодические и гармонические эксперименты — в итоге все сводилось к дорийскому ладу. Это надоедает. Сегодня мы посмотрим, как с помощью других ладов можно несколько разнообразить ситуацию. Хочу предупредить сразу: если делать это неправильно, результатом будет жалкая группка фальшивых нот. Но если подойти к вопросу со всей серьезностью и учесть при этом стиль, а также присутствие других музыкантов, которые, возможно, обладают хорошим слухом, этот прием вполне может обогатить ваш арсенал новыми интересными идеями. Итак, за дело!

Импровизация на гитаре. Примеры

Упр. 1 основано на стандартной аккордовой последовательности в А миноре. Это чередование аккордов Am7 и E7#9, украшенное несколькими хендриксовскими фразами. На фоне такой последовательности хочется играть в рамках А-дорийского лада (A-B-C-D-E-F#-G). Я считаю, что в дорийском ладу самой выразительной является шестая ступень. В данном случае это нота F#. Эта нота дает дорийскому ладу несколько более позитивное звучание по сравнению с эолийским (который также называют минорной гаммой). Кроме того, я играю несколько пентатонических ходов, которые подходят ко всем трем минорным ладам (эолийский, дорийский, фригийский).

Упражнение в А миноре на гитаре


 

Давайте посмотрим на эту прогрессию повнимательнее. Вы заметите, что ни один из этих аккордов не содержит ноту F#. Также в них нет ноты F, которая в данном случае является пониженной шестой ступенью. По этой причине на фоне этой прогрессии я могу играть как в дорийском, так и в эолийском (A-B-C-D-E-F-G) ладах. Посмотрите на Упр. 2. Здесь я играю ходы в дорийском и эолийском ладах.

ходы в дорийском и эолийском ладах.

Данная прогрессия очень проста. Она не ограничивает нас в мелодическом плане, поэтому мы имеем полное право чередовать дорийский и эолийский лады. Это также полезно знать и в том случае, если вы играете аккомпанемент. Добавление интересных аккордов может подать солирующему музыканту новую идею, но нужно помнить о том, что чем сложнее и напряженнее прогрессия, тем ограниченнее возможности для соло. Поэтому обращайтесь с аккордами аккуратно!


 

В следующем примере (Упр. 3) я играю на фоне стандартной последовательности во фригийском ладу. Здесь чередуются аккорды Bm7 и C, являющиеся диатоническими для В-фригийского лада (B-C-D-E-F#-G-A). За исключением нескольких проходящих нот, я придерживаюсь этого лада, играя соло. Все это замечательно, но давайте подумаем, что можно сделать, чтобы соло стало чуть менее предсказуемым.

На фоне аккорда Bm7 отлично звучит В-дорийский лад (B-C#-D-E-F#-G#-A). Он придает чисто фригийскому подходу совершенно новый характер. Но как только происходит смена аккорда, эта гамма идет вразрез с нотами аккорда С. Для этих аккордов лучше подходит В-фригийский лад. В отличие от первого примера, где мы брали дорийский лад, здесь мы не можем так просто начать играть в другом ладу. В данном случае многое зависит от того, какой аккорд звучит в настоящий момент. Поэтому здесь ситуация несколько сложнее. Она требует чуть больше опыта и практики.

Табы и ноты к упражнениям 4-7 можно скачать по ссылке ниже:

Скачать урок

В Упр. 4 я играю на фоне той же прогрессии, что и прежде, но в гораздо более медленном темпе. Я играю вниз и вверх по гамме восьмыми нотами. На аккорд Bm7 я играю В-дорийский лад, а на аккорд С В-фригийский. Также на смене аккордов я проговариваю, к какой гамме я перехожу. Поиграйте это упражнение несколько раз, чтобы научиться плавно и быстро переключаться от одной гаммы к другой. Этот способ хорошо работает как раз в тех случаях, когда нужно научиться солировать, оперируя разными гаммами, поэтому запомните его.


 

В Упр. 5 я импровизирую на фоне нашей фригийской аккордовой прогрессии, пользуясь как дорийским, так и фригийским ладами. Получается что-то вроде «прилива» и «отлива» нот. Очень похоже на вдох и выдох, правда?


 

Проанализируем еще одну ситуацию, где использование разных ладов тоже может пригодиться. На этот раз возьмем миксолидийский лад — любимую гамму любого гитариста-импровизатора. Я просто обожаю этот лад! Он сочетает в себе позитивность и легкость мажора и блюзовое звучание малой септимы. Аккордовая прогрессия представляет собой чередование аккордов D6 и C6, но кроме этого, на протяжении всего трека звучит открытая первая струна. Мне просто очень нравится эффект, который это дает.

Это неплохой подход. Миксолидийский лад звучит отлично практически всегда, и мне довелось слышать огромное количество интереснейших и длинных соло, сыгранных исключительно в этом ладу. Но давайте посмотрим, есть ли другие варианты.


 

Как и в примере с фригийским ладом, мы не можем просто так менять лады, когда нам вздумается. Гамма должна сочетаться с нотами каждого аккорда. Поэтому попробуем вот что: на фоне аккорда D6 сыграем в D-ионийском ладу (D-E-F#-G -A-B-C#). Большая септима (С#) отлично звучит на фоне этого аккорда. Или, если вам хочется чего-то еще более экзотического, поэкспериментируйте с D-лидийским ладом (D-E-F#-G#-A-B-C#) на фоне того же аккорда. Как только начинает звучать аккорд С6, возвращайтесь в D-миксолидийский лад.

В Упр. 7 я использую тот же подход, что и в прошлый раз. Также обратите внимание на то, что на фоне D6 я иногда играю в ионийском ладу, а иногда в лидийском. Лидийский лад придает соло несколько более необычный характер.

Если вы хотите послушать, как мастера пользуются этой идеей в контексте миксолидийского лада, вот вам кавер-версия Джимми Херринга (Jimmy Herring) на песню Beatles “Within You, Without You”.

Но помните: здесь очень важно не переборщить! Вы наверняка заметили, что даже в случаях, когда я играю новые гаммы, я периодически вставляю и диатонические ходы тоже. Каждый лад — это своего рода ингредиент, придающий произведению новый оттенок. Но если добавить слишком много того или иного ингредиента, никто не сможет разобраться в том, что же получилось. Поэтому не перестарайтесь! Экспериментируйте и находите собственные пути применения этих идей. Удачи!

  1. Иван:

    Пытаюсь научиться импровизации, но пока что слабо получается. Попробую воспользоваться Вашей методикой.

Добавить комментарий