Приветствую. Начнём сегодняшний урок с обращения интервалов. Но для этого интервалы нужно выучить. О них мы говорили на одном из прошлых уроков.
Обращение интервала — это перенос либо верхнего звука на октаву вниз, либо перенос нижнего звука на октаву вверх. Давайте посмотрим на примере:
Говоря простыми словами, обращение — это ничто иное как интервал, состоящий также из двух звуков. Но эти звуки стоят уже в другом порядке, между ними другое количество полутонов, а следовательно название у этого интервала тоже другое.
Приведу вам таблицу интервалов, её нужно запомнить. С её помощью Вам легче будет ориентироваться:
Любые взаимообращённые интервалы в суме дают октаву. Например большая терция (б.3) и малая секста (м.6).
Построение простых аккордов. Трезвучия
Все привыкли называть простыми аккордами мажорные и минорные аккорды, в теории музыки их называют трезвучиями. Из названия итак понятно, что трезвучия состоят из трёх звуков. Но каких звуков? Трезвучия строятся по следующему правилу: ступени трезвучия (ноты, используемые в трезвучие) должны строиться по терциям. Что это значит? А значит это, что от первой ноты до второй мы отсчитываем терцию и от второй до третьей тоже терция.
Нижний тон в трезвучии — 1-ая ступень — она же тоника, задаёт название всему трезвучию. Например если тоника D# (ре диез) — то и весь аккорд будет называться ре диез. Так же в название аккорда входит обозначение структуры аккорда ( минор или мажор). То есть, например, Ре диез минор.
Далее идут 3-я и 5-я ступени, которые будут называться терцовая и квинтовая соответвенно. Проверим. Если мы построили трезвучие по правилам — между 1-ой и 3-ей ступенями должна получиться терция.
Из схемы следует, что существует четыре типа трезвучий — мажорное, минорное, уменьшённое и увеличенное.
Типы трезвучий
В этой схеме за основу взят до мажор. Потренируйтесь сами и постройте типы трезвучий от других нот.
О трезвучиях и их обращениях
Многие начинающие гитаристы сталкиваются со сложностями при изучении расположения нот на грифе. (Хотя есть легкий способ выучить ноты на грифе). А когда дело доходит до аппликатур аккордов, ситуация усугубляется. Создается впечатление, что ноты просто накладываются одна на другую без какой-либо логики, и это может запутать даже самых терпеливых.
Облегчить задачу начинающему музыканту может изучение расположения аккордов горизонтально – вдоль грифа.
Сегодня мы рассмотрим главные трезвучия и их обращения, а так же посмотрим, как пользоваться аппликатурами мажорных аккордов на четвертой, третьей и второй струнах. Интересно также то, что такие мастера риффов, как Кит Ричардс (Keith Richards), Рэнди Роадс (Randy Rhoads) и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) пользовались этим подходом для достижения значимого эффекта. По сути, эти аккордовые формы так же важны для написания риффов, как и старые добрые пауэр-аккорды.
Обращения трезвучий
Начнем с трезвучия G мажор (G–B–D). Если самой низкой нотой является тоника (G), такая аппликатура называется основным видом аккорда, а его обращение — обращение тонического трезвучия. Если самой низкой нотой является 3 ступень (B), мы имеем дело с первым обращением, а если внизу лежит 5 ступень (D), речь идет о втором обращении. В Примере 1 представлены все три обращения мажорных трезвучий C, G и D на струнах 4–3–2.
В Примере 2 видно, как эти аппликатуры можно применять к прогрессиям I–IV–I–V–I в тональности G. Эти три прогрессии включают одни и те же аккорды вверх по грифу, при этом каждая начинается с другой аппликатуры.
Пример 3 – это этюд для тренировки аппликатур в форме арпеджио. Проработка этих прогрессий поможет вам разобраться с тем, как аппликатуры взаимодействуют друг с другом. Как только вы научитесь играть их уверенно, попробуйте то же самое, но в других тональностях.
А как поступил бы Кит?
Как известно, Кит Ричардс нередко играет на пятиструнной гитаре в строе open G. Он просто убирает шестую струну, корректирует первую и получает строй G–D–G–B–D (от пятой струны к первой). В этом случае он чаще всего играет аккорды на трех средних струнах, а пятую и первую струны оставляет для игры октав к нотам на третьей и четвертой струнах соответственно. В таких классических хитах, как “Brown Sugar”, “Can’t You Hear Me Knocking” и “Start Me Up”, Ричардс пользуется первыми обращениями аккордов. Мы не будем перестраивать гитару, но все же можем посмотреть, как он пользуется этими аппликатурами на трех струнах.
Пример 4 представляет собой рифф в духе Кита, обыгрывающий взаимодействие первого и второго обращений. Он начинается с первого обращения трезвучия С на двенадцатом ладу, затем переходит ко второму обращению трезвучия G мажор и возвращается вниз по грифу к трезвучию D в той же аппликатуре. Во второй половине вводится трезвучие F, и получается чередование C–F и D–G.
Педальный тон в метале
То, что мы играем все аккорды на трех струнах, совсем не означает, что другие струны могут оставаться без дела. В следующих двух примерах мы посмотрим, как пользоваться пятой и шестой струнами для извлечения педальных тонов одновременно с аккордами на верхних струнах.
В риффе куплета к “Crazy Train” Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) Рэнди Роадс (Randy Rhoads) играл прогрессию, очень похожую на те, что мы разбирали, в сочетании с галопом на открытой пятой струне. Пример 5 основывается именно на этой идее. Начинаем с основного вида трезвучия А, переходим ко второму обращению (также известному, как “аккорд А в открытой позиции”), играем основной вид трезвучия G и первое обращение трезвучия D. Извлекайте ноты на открытой пятой струне и ударяйте по всем струнам в тех местах, где одновременно должны звучать также и аккорды.
Эдди Ван Хален очень часто прибегает к подобным аппликатурам при игре риффов. Отличный пример этому – композиция “Panama”. Она включает в себя синкопированные аккорды на фоне открытой шестой струны. Пример 6 можно исполнять, играя аккорды боем и глуша пятую струну. Или же использовать технику фингерстайла (пальцевого звукоизвлечения). В случае второго варианта играйте открытые ноты Е большим пальцем, а аккорды – указательным, средним и безымянным пальцами.
Игра мелодий с обращениями трезвучий
А сейчас давайте разберемся с тем, как соединять аккорды нотами из гамм и создавать таким образом мелодии. Это может стать источником новых идей для аранжировок, а также для импровизаций на фоне аккордовых прогрессий. Пример 7 возвращает нас в тональность G с двенадцатитактовой прогрессией. Аккорды соединены мелодически при помощи нот гаммы G мажор на второй струне. Потренируйте эту мелодию, а затем попробуйте сочинить собственные.
Сегодня мы поговорили о том, как смещать мажорные трезвучия по грифу. Это хорошая основа для музыкальных экспериментов. Но, конечно, это только начало. Продолжайте прорабатывать одни и те же аппликатуры на всех группах из трех соседних струн, после чего переходите к другим трезвучиям.
Лично для меня, вся теория в подобном плане была излишеством. Обучался я игре на акустической гитаре совершенно самостоятельно,из моего опыта могу заявить, что достаточно наглядно изучить все построение аккордов ,и довериться своим чувствам ,и ваша игра будет звучать по-своему, то,что вы потом поймете- самое главное!
Строить по малым терциям или большим?
Спасибо за таблицу обращения интервалов, очень нужна была.
Если мы построили трезвучие по правилам — между 1-ой и 3-ей ступенями должна получиться квинта.
здесь опечатка — терция вить получается, а не квинта
Спасибо за замечание. Поправил.
Из каких интервалов состоят трезвучие?
Трезвучие — аккорд из трех нот. Трезвучия состоят из двух терций, а крайние ноты (самая низкая и самая высокая) образуют квинту.