1980-е годы стали очень важным периодом для гитарной музыки. Это было время возрождения неоклассического шреда в лице Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen), развития хардкор-панка (Bad Brains и Minor Threat) и, конечно, подъема блюза благодаря Стиви Рэю Вону (Stevie Ray Vaughan). Одним словом, 80-е годы были очень и очень разнообразными в музыкальном плане. Влияние всех этих стилей ощутимо до сих пор.
Интересно то, что большинство новшеств в области гитарного звучания, зародившихся тогда из движения, именуемого «новой волной», не так уж сильно отразились в современной поп- и рок-музыке. Поэтому давайте сегодня вспомним о чистых, компрессованных, обработанных хорусом аккордах и фразах от таких групп, как The Police, The Pretenders, The Smiths, Talking Heads и многие другие.
Мы коснемся основных характерных черт этого стиля, выраженных в творчестве таких гитаристов, как Энди Саммерс (Andy Summers), Джонни Марр (Johnny Marr), Роберт Фрипп (Robert Fripp) и несколько менее известных имен, чья игра во многом определила звучание того десятилетия. Итак, берите педаль хорус, не забудьте о дилее и вперед!
Аккорд-баррэ одним пальцем
Эта нехитрая идея обладает огромным гармоническим потенциалом. Подобные ходы можно услышать в “When the World is Running Down” (The Police), “Everybody Have Fun Tonight” (Wang Chung), “One Thing Leads to Another” (The Fixx) и др. А требуется всего лишь вот что: Зажмите указательным пальцем пять струн… И играйте с хорошим басистом.
Пример 1 демонстрирует этот аккорд в его основной форме, безотносительно баса – E9sus4. Но как только басист начинает добавлять к нему ноты, он быстро меняет форму.
В Примере 2 тот же самый аккорд, но на этот раз с басовой линией, подчеркивающей В минор. В этом случае аккорд можно назвать Bm11.
С другой стороны, если в басу звучит нота D, мы получаем D6/9 (см. Пример 3). А если взять, например, G и E, аккорд превратится в D6/9–G6/9–D6/9–E9sus4.
Аккорды «Add» и «Sus»
Такие аккорды вызывают в памяти множество классических хитов 80-х годов, прежде всего, от группы The Police – по большей части, благодаря изобретательности Энди Саммерса. Мы не будем обсуждать всю теорию, касающуюся аккордов “add” и “sus”, но они в любом случае могут вам пригодиться – даже и без теоретических знаний.
Пример 4 – это самая известная форма аккорда sus9. Ее можно встретить в “Message in a Bottle”, “Secret Journey” и “De Do Do Do, De Da Da Da”. Если добавить к пауэр-аккорду четвертый палец и сыграть его как арпеджио, стандартная аккордовая прогрессия заиграет новыми красками. Все это аккорды sus, то есть ни мажорные, ни минорные аккорды. Без гармонических оттенков sus прогрессия выглядит следующим образом: C–Am–Dm–F.
Пример 5 – аккорды “add”, играемые боем. Их можно встретить в песнях The Smiths, R.E.M., The Pretenders и даже в экспериментах Rush с «новой волной». Всего лишь убрав баррэ, можно превратить аккорды E, B, G и A в E5, Badd11, G6 Aadd9 соответственно. Они очень хорошо звучат на двенадцатиструнной гитаре.
Взаимодействие нескольких гитарных партий
Последняя на сегодня и самая сложная идея берет свое начало в африканской музыке и балийской перкуссии. Альбом Пола Саймона (Paul Simon) Graceland, записанный с африканскими музыкантами – самый лучший пример. Но именно Talking Heads и King Crimson состава 1980-х внедрили эти концепции в музыку новой волны.
В Примере 6 представлен подход в духе Graceland – на две гитары. Это, конечно, не новая волна, но тем не менее, хорошая демонстрация взаимодействия двух гитарных партий. Также здесь отчетливо прослеживаются африканские корни подобной музыки.
Пример 7 более характерен для раннего творчества Talking Heads. Автором был вокалист и гитарист Дэвид Берн (David Byrne), но исполняли его чаще всего гитаристы Роберт Фрипп (Robert Fripp) и Эдриан Белью (Adrian Belew), которые несколько усложняли партии. В этой связи следует упомянуть такие композиции, как “I Zimbra” и “Born Under Punches (the Heat Goes on)”. Не забывайте расслаблять правую руку.
Заключительный на сегодня пример (Пример 8) выводит такое взаимодействие на новый уровень. Здесь мы вновь встречаем идеи Фриппа и Белью, но в данном случае на основе композиций King Crimson “Frame by Frame” и “Discipline”. Две гитарные партии, построенные на восьмых нотах, образуют разные ритмические группировки. Повторяющийся рисунок гитары 1 – это группы по восемь нот, а гитара 2 играет группы по семь нот. Обе партии начинаются одновременно, но вновь сходятся только после семи повторений партии гитары 1 и восьми повторений партии гитары 2.
Восьмидесятые в будущем?
Как мы уже упоминали, новая волна восьмидесятых практически не нашла отражения в гитарной музыке 21 века. Это большое упущение, ведь сама по себе игра такого рода (вне зависимости от дилея, который превратился в своеобразное клише того времени) обладает большим потенциалом. Послушайте музыку 80-х годов на YouTube или Spotify – это откроет вам новые горизонты, даже если такая музыка и не в вашем вкусе. Классические группы 80-х – это кладезь инноваций и интересных гитарных решений.