Творчество Марка Нопфлера (Mark Knopfler) оказало огромное влияние на историю рока. Его группа Dire Straits и их прорывной сингл “Sultans of Swing” – примеры гениальнейших гитарных партий. Его освежающее звучание вдохновило многих на отказ от перегруза и на установку пятипозиционного переключателя на Стратокастеры! Группа выпустила много хитов и неоднозначных альбомов, полных первоклассной гитарной музыки. Также Нопфлер может похвастаться успешной сольной карьерой. Он пробовал себя в роли продюсера, писал музыку для кинофильмов и работал в качестве сессионного музыканта.

Сегодня мы поговорим о технике пальцевой игры Нопфлера. Мы разберем простые основы и узнаем, как он пришел к своему стилю в этой области. За последние годы было записано довольно много интервью с Марком Нопфлером, в которых он подробно говорил о своем подходе к игре на гитаре, приводил наглядные примеры и рассказывал о том, как он учился играть, и о том, как он играет дома. В области пальцевой техники Нопфлер многому научился у Чета Аткинса (Chet Atkins), и ему, несомненно, есть чем поделиться с нами.

Бой в пальцевом стиле

В Примере 1, напоминающем что-то вроде таких композиций, как “True Love Never Fades”, мы слышим игру басовых нот большим пальцем на долях 1 и 3 и бой первым и вторым пальцами по высоким струнам.

Бой пальцевым стилем на акустической гитаре


Чередование басовых нот

Давайте внесем некоторое разнообразие в бас. Важным аспектом стиля Нопфлера является довольно стандартный бас четвертями. Играйте ноты большим пальцем, не забывая о глушении ладонью. Тренируйтесь до тех пор, пока вы не сможете играть подобные басовые линии легко и уверенно. Справившись с первой половиной, приступайте ко второй части, в которой добавляются и другие пальцы, в результате чего получается игра в технике Трэвис-пикинг. Здесь очень важно поддерживать четвертной ритм баса, играя при этом линии более высоких нот. По третьей струне следует играть указательным, а по второй – средним пальцами.

Чередующийся бас на акустической гитаре


Freight Train

Нопфлер исполняет эту классическую народную композицию в стиле Чета Аткинса: басовые ноты большим пальцем с глушением ладонью и мелодические линии указательным и средним пальцами. Расположите правую руку так, чтобы глушение ладонью распространялось только на низкие струны.

Ноты и табы Freight Train для акустической гитары


Игра соло в пальцевой технике

Нопфлер известен игрой соло в пальцевом стиле. Лучший пример этому – классика ранних Dire Straits “Sultans of Swing”. Вот пассаж на фоне прогрессии Im–bVII–bVI–V в D-миноре, подчеркивающий комбинацию пентатоники и нот, основанных на аккордах. В примере вы также найдете аппликатуру для правой руки. (Большой палец = p, указательный палец = i и средний палец = m.)

Соло пальцевым стилем на гитаре


Аппликатуры для игры соло

В данном примере (Пример 5) представлена фигура, основанная на шестнадцатых нотах. Для достижения оригинального звучания и исполнения этого рисунка в быстром темпе очень важна аппликатура. Вы заметите, что последовательность выбора пальцев повторяется. Стоит попробовать скопировать схему Нопфлера: большой/указательный/средний, большой/указательный/средний и т.д.

Соло шестнадцатыми нотами пальцами на электрогитаре


Дабл-стопы в пальцевом стиле

Фразы с дабл-стопами – неотъемлемая часть стиля Нопфлера. Послушайте данный пример в духе “Tunnel of Love” и “Telegraph Road”. Здесь присутствуют простые дабл-стопы на соседних струнах, сыгранные вибрато с большой амплитудой, что также очень важно для тех, кто стремится приблизиться к звучанию Нопфлера. В предпоследнем такте встречается несколько трезвучий, а в конце примера мы имеем дело с еще одной техникой игры дабл-стопов – бендом в стиле педальной игры на стальных струнах.

Как играть дабл стопы пальцами на электрогитаре


Сексты слайдами

Нопфлер также играет дабл-стопы в манере Стива Кроппера (Steve Cropper) (Пример 7): он разбивает их на линейные фразы с хорошим сустейном. Конечно, это касается дабл-стопов, состоящих из аккордовых тонов.

Ноты в стиле Стива Кроппера


Риффы в стиле рок в пальцевой технике

Хит Нопфлера “Money for Nothing”, вышедший в 80-е годы – пример фирменного звучания музыканта. Важную роль здесь играет винтажная гитара Les Paul, педаль wah-wah и усилитель на перегрузе. Но и с таким сетом Нопфлер не отказывается от пальцевой техники (Пример 8). Все ноты на четвертой струне исполняются большим пальцем, а на третьей и второй струнах – указательным и средним пальцами соответственно.

Рок-риффы на электрогитаре пальцевым стилем


Соло в B

Композиция “Calling Elvis” может похвастаться отличным соло, которое по звучанию напоминает импровизацию, но на самом деле таковой не является. Нопфлер всегда исполняет его именно в таком виде. Этот пример (Пример 9) содержит шестнадцатые ноты, хаммер-оны, пулл-оффы и блюзовую гамму В (B–D–E–F–F#–A). В примере также представлена аппликатура для правой руки.

Соло пальцевым стилем на электрогитаре

  1. Владимир:

    Нопфлер,очень круто так играть,и очень сложно но очень красиво.

  2. Константин:

    Интересно, доходчиво. Спасибо!

Добавить комментарий