Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. На прошлом уроке мы начали знакомиться с формой Soleares, сегодня же мы поговорим непосредственно о компасе Soleares. Что такое компас я уже писал ранее, можете прочитать, чтобы понять о чём пойдёт речь в сегодняшнем уроке.
Компас Soleares
В основе ритмики Soleares лежит двеннадцатидольный компас с акцентами на 3-ей, 6-ой, 8-ой, 10-ой и 12-ой долях (на 12-ой доле акцент не так ярко выражен, как на остальных перечисленных). Каждая двеннадцатидольная последовательность составляет один компас.
Попробуйте почувствовать динамику этого компаса просчитывая его громко вслух, делая акценты на долях, выделенных галочкой сверху на иллюстрации:
Так же можете отработать компас топая ногой по полу или хлопая в ладоши. Держите постоянный ритм, топая ногой по полу (не отрывая пятку от пола) и одновременно считайте доли вслух. Теперь попробуйте воспроизвести первый отрывок Soleares одновременно с ударами ногой о пол. Так же можно во время проигрывания первого отрывка считать компас вслух.
Первый отрывок Soleares состоит из двух двеннадцатидольных компасов. В первом компасе Вы столкнулись с двумя новыми приёмами звукоизвлечения: ligado и golpe. Далее объяснены эти приёмы.
Ligado (лигадо)
Первые шесть ударов — расгеадо вниз указательным пальцем правой руки на каждую сильную долю. Левая рука держит аккорд (Е). Большой палец правой руки удерживайте на розетке. На каждую слабую долю мизинец левой руки зажимает ноту F — четвёртая струна, третий лад. Попробуйте посчитать вслух «Раз и Два и Три и Четыре и Пять и Шесть и».
Каждое «Раз», «Два», «Три» и т.д. сильная доля. Каждое «и» слабая.
Приём «ligado» заключается в извлечении звуков на слабую долю «и» без применения правой руки. Т.е. после того, как Вы извлекли аккорд «E» мизинец с силой ударяет по четвёртой струне (остальные пальцы остаются в позиции аккорда). В нотной записи лигадо изображается дугой.
В процессе применения приёма ligadoмизинец должен твёрдо опуститься на уже вибрирующую струну. Он словно маленький молоточек ударяет по струне и заставляет её звучать на полтона выше. Обратите внимание на изображение. Указательный, средний и безымянный пальцы, как было сказано выше, остаются в прежнем положении позволяя всем остальным струнам продолжать звучать.
Два четырёхзвучных расгеадо следуют за одиночным расгеадо указательным пальцем на счёт 7. Первое из них играется на аккорде Ми мажор с дополнительной нотой Фа на третьем ладу четвёртой струны. Второе расгеадо — чистый аккорд Ми мажор. Для полноценного звучания этих расгеадо большой палец упирается в верхнюю деку в районе розетки.
Очень важно не сбиться со счёта при исполнении этих расгеадо. Как описано в первом уроке, последняя четверть этих расгеадо (указательный палец) должен точно попасть на восьмую и десятую доли компаса.
Гольпэ (golpe)
В последних двух долях первого компаса использована техника гольпэ, обозначенную символом □ над нотоносцем. Гольпэ исполняется кончиком ногтя безымянного пальца правой руки. Удары ногтя по гольпеадору должны быть короткие но стремительные.
Обратите внимание на то, что гольпэ исполняется движением безымянного пальца в третьей фаланге. Остальные пальцы, если при этом не извлекаются другие звуки, должны быть расслаблены и не менять своего положения. Характерный для гольпэ звук получается при ударе ногтя вместе с мякотью пальца.
После удара, если безымянный палец не задействован в других звукоизвлечениях, его необходимо оставить на гольпеадоре до следующего гольпэ. Движение безымянного пальца не должно иметь большую амплитуду.
Позже вы столкнётесь с примерами, когда гольпэ играется не только отдельно от остальных звуков, но и совместно с ударами по струнам большого и указательного пальцев.
Во втором компасе Вы столкнётесь с двумя новыми аккордами. Аппликатуры этих аккордов приведены выше над нотоносцем. Первый — септаккорд Фа мажор с открытой первой струной.
Обратите внимание на то, что в этом компасе нигде не используется шестая струна. Опора большого пальца на шестую струну во время расгеадо придаёт правой руке большую стабильность.
Упражняйтесь на этих двух компасах в медленном темпе стремясь добиться абсолютной точности ритма и расстановки акцентов. На начальном этапе у Вас, возможно, возникнут проблемы с сохранением первоначального ритма при переходе от первого компаса ко второму.
Не отчаивайтесь. Упорные и продолжительные занятия помогут Вам. Внимательно играйте эти два компаса до тех пор, пока не сможете держать ритм с точностью метронома.
Конечная фраза
Последние три доли (т.е. последний такт) второго компаса — типичная и часто встречающаяся концовка в Soleares. Вы сами можете убедиться в том, что такие концовки часто встречаются и могут иметь существенные различия. Концовка, приведённая ниже, имеет форму арпеджированного аккорда Ми мажор.
Так же приведены два варианта аппликатуры для правой руки. Обратите внимание, каждый из них имеет свой музыкальный характер.
После того, ка Вы справитесь с этим способом, попробуйте другой вариант с большим и указательным пальцами, не используя средний и безымянный. В этом случае Вы получите более сильный звук в конце арпеджио. Извлечение звука таким способом на четвёртой,
третьей и второй струнах требует от большого пальца большей независимости и подвижности, нежели при игре на басах. Это так же усложняется необходимостью держать постоянный ритм.
Первый вариант аппликатуры использован в первом Soleares. Этот метод звукоизвлечения
уже был описан в первом уроке и был использован в Malagueña. Здесь он применён с небольшими изменениями. После извлечения звука большим пальцем на шестой струне извлекается звук указательным пальцем на первой струне. В это время большой палец
перемещается на четвёртую. Далее арпеджио на четвёртой, третьей, первой и второй струнах соответственно большим, указательным, средним и безымянным пальцами. Не забывайте о постоянном равномерном ритме.
Мне нравится, как толково у доступно всё расписывается в статьях. Я уже много чего умею. Если дальше так пойдёт, мне равных скоро не будет!
Познавательные уроки для меня, я изучаю гитару самостоятельно. Нравится подробное описано. Я достаточно многому научилась и останавливаться на достигнутом не хочу. Продолжаю изучать. Спасибо!