Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. На прошлом уроке мы с Вами разобрали первое соло Malagueña, а на сегодняшнем уроке мне хотелось бы рассказать Вам немного о таком понятии как Компас (Compás).
Элементы фламенко 1. Компас. Гитара фламенко
Основным элементом ритма фламенко называют компас (Compás) — основная единица музыкального метра во фламенко. Каждый компас есть ни что иное, как повторяющаяся часть (кусок), состоящая из особым образом расставленных музыкальных акцентов, задающих пульсацию ритма и вообще ритмическую форму всего произведения.
Существуем достаточно большое количество различных компасов. Один и тот же компас, повторяясь раз за разом, создаёт ту самую неповторимую пульсацию фламенко, похожую на биение сердца, задаёт ритм, темп, настроение, предаёт нас безудержной радости или бескрайнему волнению и печали. Даже на самых ранних этапах занятий гитарой фламенко старайтесь стремиться к глубокому пониманию различных типов компасов.
Чувство компаса должно быть где-то в глубине Вас, оно не должно покидать Вас никогда. Только так гитара будет казаться живым существом в ваших руках. Помните, как только Вы станете игнорировать этот момент — музыкальный пульс исчезнет, гитара умрёт. Без понимания компаса Вы можете долго и упорно изучать фламенко, играть огромное количество сложных гитарных произведений, но ваша игра никогда не станет настоящим фламенко.
Вы так же можете «понять» компас в том смысле, что знать теорию о том, как расположены акценты в разных видах и формах компасов, но «почувствовать компас» значит нечто большее, чем знать теорию. Это должно стать неотъемлемой частью чего-то целого, неким физическим смыслом, выраженным в музыке посредством движения рук и пальцев.
Лишь некоторые люди понимают и чувствуют компас фламенко сразу. Чаще всего это достигается путём продолжительных занятий и работы над собой, поскольку каждый человек единовременно может постичь ровно столько, на сколько способно его самосознание.
Способность играть компас строго и безошибочно — главные критерии, по которым будут оцениваться ваши усилия специалистом. Вы легко можете сможете убедиться в том, что истинный ценитель гитары фламенко быстро потеряет интерес к вашей музыке, если вы будете играть fuera de Compás (вне компаса), независимо от того, насколько сложным в техническом плане будет произведение.
Игра в компасе (Compás)
Игра в компасе имеет две неотъемлемых составляющих. Ритмически произведение должно создавать впечатление некого неделимого неразрывного пульсирующего музыкального пространства, вызывающего у слушателя непреодолимое желание переместиться в это музыкальное пространство хотя бы на время звучания музыки.
Кроме того, расстановка акцентов в каждой музыкальной фразе всегда должна соответствовать характерному ритмическому рисунку конкретно взятой формы фламенко. Эти формы называются toques, и с одной из центральных форм фламенко, Soleá, мы встретимся с Вами чуть позже.
Строго придерживаться компаса необходимо не только в ритмических проходах (проигрышах), исполняемых на расгеадо, но и в процессе исполнения основной мелодии, называемой фальсета (falsetas).
Самое сложное во фламенко то, что компас в каждом стиле фламенко свой, и каждый раз его приходится запоминать. Вообще ритмика фламенко сложна для неподготовленных — чего стоит, например, компас в алегриасе — на 12, где ударные — 12, 3, 6, 8 и 10. Иногда даже не верится, что фламенко — это народная культура. Слишком уж сложно!
Да но например акценты такие же в Булерия, Солеа и Солеа пор булерия. Они также используют почти одни и те же аккорды. Я думаю, что главное, не сравнить фламенко с другими музыкальными жанрами как Поп и Рок. Тогда это менее сложено.
Compas надо не запоминать, а чувствовать
Чтобы почувствовать, нужно сначала понять, как компас работает :)
Фламенко — искусство, которое удивительно и неповторимо, мне очень нравится. Я поклонница этого ритма. Трудно представить фламенко без гитарной музыки. Мне, как новичку, кажется, что элементы фламенко очень сложные.
Сложно но можно :)
Мне сложно, но хочется понять, почувствовать,как исполнять музыку фламенко. Чтобы это звучало,как можно ближе к оригиналу. Как же надо вникать, изучать музыкальную культуру другого народа. Это большая творческая работа