В этой статье я хотел бы остановиться на нескольких замысловатых ритмических идеях, которые можно найти в композиции “Fortress” с нового альбома Era Майка Доуса. Майк написал ее, находясь в Северной Ирландии, и большое влияние на него оказала музыка этой страны, ее ландшафты, жители и политическая обстановка в то время.

“Fortress” – это, по сути, баллада в кельтском стиле в размере 6/8, чем-то напоминающая вальс. Основой для аккордов и мелодии служит рисунок «бас-бочки», которую Майк имитирует ударом звукоизвлекающей руки по верхней деке гитары. Перкуссивная схема этой линии немного необычна, потому что взятая в отдельности, она исполняется в размере 7/8, а струнные линии – в размере 6/8. Цель – создать некую атмосферу волнения, сродни той, что так сильно ощущается в том регионе.

Для начала разберем мелодические элементы композиции. Строй гитары – DADGAD (от шестой струны к первой: D A D G A D), и Майк пользуется каподастром на четвертом ладу. Все ноты и аккорды звучат на два тона выше написанного. Это означает, что на открытой шестой струне звучит нота F#, тогда как для нас это нота D, как если бы каподастра не было.

Советую сфокусироваться на мелодии из одиночных нот и только потом добавлять низкие ноты, служащие для обозначения гармонии, то есть соответствующих аккордов. В данном случае мелодические линии представлены в разных ритмических контекстах в четырех вариантах, а линия «бас-бочки» проходит через всю композицию. Это несколько осложняет ситуацию, но с другой стороны, помогает научиться думать в рамках одного размера (в данном случае 6/8, тогда как мышечная память работает в размере 7/8).

Кельтская музыка на гитаре. Табулатуры

На РИС. 1 представлена мелодическая линия в том виде, как она исполняется первый раз. Обратите внимание на хаммер-оны и пулл-оффы, служащие для имитации кельтских инструментов и кельтской музыки в целом.

Мелодическая линия в кельтском стиле для акустической гитары


На РИС. 2 в мелодию добавляется басовая нота D, составляющая основу тональности D (звучит нота F#). Постоянное акцентирование тоники только усиливает кельтский дух композиции.

Ноты кельтских мелодий для гитары


На РИС. 3 мы добавляем мелодическим линиям гармонии, меняя при этом некоторые басовые ноты. Это помогает обрисовать аккордовую прогрессию и придает композиции глубину. Работайте с новыми басовыми нотами и гармонией медленно и следите, чтобы они попадали на соответствующие доли.

Мелодия в кельтском стиле для гитары. Выучить ноты и табы


Как только справитесь с этим, приступайте к линии «бас-бочки», которая изображена на РИС. 4. В такте 1 акценты падают на вторую восьмую ноту первой доли и шестнадцатую ноту слабой доли пятой восьмой ноты такта, а также на сильную долю заключительной восьмой ноты.

Отрывок кельтской мелодии на гитаре

Вы заметите, что эти акценты постоянно смещаются в рамках такта. Тренируйте акценты медленно и очень внимательно.

  1. Петр:

    Кельтская музыка почему-то меня манила еще с подросткового возраста, всегда мечтал купить себе лютню и играть что-то в этом стиле. Интересный урок, хочется еще что-то в этом духе… Класс!!

Добавить комментарий