Концепцию игры нотных групп в самых различных гаммах и ладах можно весьма успешно применять и к арпеджио. Это очень помогает при изучении интервалов. Вы научитесь лучше видеть гаммы на грифе и выведете свою игру на новый уровень.
Цель сегодняшних упражнений — систематизировать процесс изучения различных схем и показать, как можно использовать их в игре соло. Когда я учу новую гамму или отрабатываю новую технику, я всегда ищу способы внедрения их в музыкальный контекст.
Это делает любое упражнение более интересным. Мы сконцентрируемся на арпеджио, основанных на гамме натурального минора Е (E F# G A B C D), которая состоит из тех же семи нот, что и гамма G мажор (G A B C D E F#).
Упражнения с арпеджио на гитаре
На РИС. 1 я начинаю с нот трезвучия Е минор (E G B), играя их в форме повторяющейся группы из четырех нот. В такте 2 я перехожу к следующему трезвучию, которое является диатоническим (то есть имеет ту же структуру гаммы) к натуральному минору Е. В итоге получаются ноты F# A C, ведущие к трезвучию F#mb5 (также известному как уменьшенное трезвучие F#). Смещаем схему по грифу до семнадцатой позиции и трезвучия А минор (A C E), после чего я спускаюсь вниз по каждой схеме и продолжаю спуск к седьмой позиции. Затем я вновь поднимаюсь по каждой схеме.
На РИС. 2 схема исполняется еще раз. А сейчас займемся полными арпеджио септаккордов (1-3-5-7). На РИС. 3 вы увидите основную форму в Е миноре, состоящую из нот E G B D, сыгранных в темпе восьмых и шестнадцатых нот.
На РИС. 4, та же концепция изображена в виде восьмых нот. Мы движемся по грифу через каждое арпеджио септаккорда, являющееся диатоническим к натуральному минору Е (или G мажору). Как только вы доберетесь до конца фигуры, повторите схему в обратном порядке. На РИС. 5 я “перемещаю” последнюю ноту каждой нотной группы, чтобы расширить параметры каждой мелодической фразы.
А на РИС. 6 я начинаю с Gmaj7 на двух нижних струнах, после чего смещаюсь вверх на терцию за один раз, играя каждую следующую группу нот.
Прорабатывайте эти фразы медленно и внимательно, стараясь запомнить каждую форму.