“Freebird” — легендарный опус рокеров Lynyrd Skynyrd — это символ всех хороших (и плохих) сторон рок-н-ролла. Эта великая композиция с потрясающей мелодией и гитарным соло на все времена — воистину памятник любви, потерям, сожалению и надежде.
Но сегодня я не намерен обсуждать достоинства или недостатки этого краеугольного камня классического рока. Я просто хочу показать вам, что в этой песне можно найти все, что нужно знать о рок-соло на гитаре (начиная с отметки 4:55).
Первое, что нужно понять, это то, что для игры этого соло требуется недюжинная выносливость. По сути, четырехминутное соло состоит из коротких фраз, которые гитарист повторяет без конца. Да, игра на гитаре требует хорошей физической формы. Но сегодня речь не об этом. Реальная ценность “Freebird” для любого гитариста в том, что фразы из этого соло подходят к практически любой аккордовой прогрессии любого поджанра рока в любом темпе, тональности и в любое время.
В нем нет ничего оригинального — каждую фразу можно найти в соло блюзового гитариста 1940х годов Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker). Но особенность соло “Freebird” именно в том, что в нем все эти ходы собраны воедино!
Советы при игре соло “Freebird”:
- Играйте медленно. Все фразы соло очень легко исполнить в медленном темпе (хотя, конечно, здесь есть пара бендов, которые могут показаться сложными), но особое внимание нужно обращать на ровный ритм, точность бендов и чистоту слайдов. Поверьте, скорость придет со временем сама, а точность игры можно развить, только работая над ней.
- Играйте как на чистом звуке, так и с искажением. Тренировки на чистом звуке покажут вам, как можно применять эти фразы в кантри и поп-музыке. Игра в режиме дисторшн выведет на поверхность все шероховатости, связанные с неотработанной техникой игры.
- Играйте фразы в разных тональностях. Это очень просто! Все фразы легко транспонируются, поэтому просто играйте их вверх и вниз по грифу. Композиция написана в тональности G, но я транспонировал соло в Е, потому что это очень распространенная тональность среди гитаристов.
- Одна гамма — две тональности. Практически все фразы основаны на пентатонической гамме Е минор (E-G-A-B-D). Но те же ноты составляют также и пентатонику G мажор (G-A-B-D-E), что означает, что все эти фразы можно играть как в мажоре, так и в миноре.
А теперь за дело!
Фразы в примерном порядке их появления в соло:
В Примере 1 мы играем вариацию дабл-стопа, при этом третий палец делает бенды на второй струне, а четвертый удерживает ноту G на первой струне.
Казалось бы, простая фраза Примера 2 включает в себя целых три идеи: бенд, выход из бенда и пулл-офф.
Это, пожалуй, одна из самых важных фраз в рок-гитаре — выучите ее! Если вы не ощущаете важность Примера 3 в контексте рока, вам стоит разобрать еще несколько соло.
Пример 4 — отличный способ комбинации медиаторной атаки и легато. Секрет вот в чем: фраза состоит из шести нот, поэтому аккордовая прогрессия повторяется несколько раз. Каждый раз, когда вы играете ноту Е на четвертой струне, рисунок повторяется. Если поначалу вы не поймете идею, не расстраивайтесь! Просто поиграйте фразу и посмотрите, как она сдвигается на фоне прогрессии.
В Примере 5 мы смещаем рисунок Примера 1 по струнам, немного меняя ритм.
Еще одна фраза, повторяющаяся несколько раз на фоне прогрессии, это фраза Примера 6. Она объединяет в себе восьмые и шестнадцатые ноты, а также прием игры через струну.
В Примере 7 мы добавляем в пентатоническую гамму ноту F# (9 ступень). А вот еще одна фраза, начальная точка которой смещается на каждом повторении.
Пример 8 состоит из быстрой повторяющейся четырехнотной фразы, мелодия и ритм которой остаются прежними, а вот гармония меняется. Этот пример потребует от вашей левой руки хорошей формы!
Заключительная фраза (Пример 9) состоит из трех нот и играется с триольным ощущением. Ее не так просто сыграть ровно, потому что на каждом повторении хочется замедлять или ускорять ее. Попробуйте! У гитариста Lynyrd Skynyrd получилось, а значит, получится и у вас!
Вот все, что вам нужно знать о рок-соло на гитаре. Ну… Не совсем, конечно. Тем не менее, это очень много! Ясно, что соло на гитаре — гораздо более сложная тема, но то, о чем мы говорили сегодня, это основы. И зная их, вы не растеряетесь ни при каких обстоятельствах!
Отличные соло на гитаре!
До этого не очень себе представляла, что такое соло на гитаре. Очень красиво звучит, но пока что сложно для меня.
Рита , тут как раз ничего сложного нет, нужно немного потренироваться , это несколько простых приемов , которые кстати используют достаточно известные гитаристы , как говорится глаза (в данном случае уши) боятся-руки делают.Как правило это «вставки» между частями основного соло, но для тренировки пальцев хорошее подспорье.
Я начинал играть, когда на бытовом, еще монофоническом, магнитофоне была скорость 2, и знаете, что интересно: «бытовые» скорости — мафоны 19,05 и 9,53, 9,53 и 4,76, 4,76 и 2,38 — разнились ровно в два раза, и если надо было снять соляк или ты не расслышал какую-то ноту, ставишь меньшую скорость, и всё звучит на тон ниже, и ровно на тон, зато проигрывается медленнее. Ты подбираешь на гитаре, а потом играешь — можно под маг, а потом отдельно, всё быстрей и быстрей, и в одно утро ты легко и непринужденно исполняешь. Потому что количество всегда переходит в качество, закон диалектики.