Экономика гаммы: Законы уменьшения интервалов
Мы уже знаем, как можно строить аккордовые блоки — гармонические взаимодействия в рамках различных интервальных структур. Но что произойдет, если мы возьмем всего один интервал, который нам особенно нравится, и построим целый аккорд на его основе? Или, например, перевернем схему интервалов какого-либо аккорда зеркально? Экономика.
Экономика — это совокупность переменных. Экономика гаммы — это совокупность переменных в рамках предопределенных систем уже известных переменных. Аккорды представляют собой сбалансированные группы интервалов на основе заданной последовательности интервалов — гаммы. А их совокупность — это и есть музыка, которую вы играете.
Если мы проанализируем схему, приведенную выше, мы заметим, что все эти странные аккорды с пугающими названиями образуются путем простой перестановки интервалов, входящих в базисный аккорд. Таким образом мы можем получать новые типы аккордов.
Если вы знакомы с обращением аккордов (изменение порядка следования нот в аккорде), вы поймете, о чем я — у этих двух явлений много общего.
Типы аккордов — это аккорды, включающие в себя одинаковые интервальные структуры — секунды, малые терции, большие терции, кварты, квинты, сексты, малые сексты, большие септимы, доминантные септимы.
Интервальная структура минорного аккорда — полная противоположность интервальной структуры мажорного аккорда. Но и тот, и другой аккорды строятся на терциях. Есть два типа терций — малые и большие. Есть два типа септим — большие и доминантные. Есть два типа секст — малые и доминантные. Есть два типа кварт — чистые квинты и кварты. Есть два типа квинт — чистые кварты и квинты. Есть два типа секунд — ноны и секунды.
На гитаре мы можем одновременно извлекать максимум шесть нот, поэтому некоторые ноты аккордов более высокого уровня приходится опускать.
В аккорде G13 первая опускаемая нота — это чистая кварта C; вторая нота — квинта D; третья — доминантная нота. Затем опускается терция B. Если мы опустим верные ноты, 13 аккорд превратится в аккорд типа sus. В том случае, если мы опустим I, IV и V ступени. Из группы опущенных нот — I-IV-V — можно образовывать самостоятельные аккорды. Аккорды типа sus. Csus2 = Gsus4 = G-C-D = I-IV-V. Что касается интервалов, мы замечаем следующее:
(C — E — G) = C мажор & (E — C — G) = C/E & (A — C — E) = A минор & (C — E — A) = Amin/C
Мажорное трезвучие = R + (Δ3 + m3) & Минорное трезвучие = R + (m3 + Δ3)
XΔ7 = R + (Δ3 + m3 + Δ3) & Xmin7 = R + (m3 + Δ3 + m3)
R + (Δ3 + m3 + Δ3) = Δ7 аккорд & (Δ3 + Δ3 + m3) = Увеличенный Δ7 аккорд.
Если: (A + C + E + G) = A min7 & X(min7) = R + (m3 + Δ3 + m3) & если: F#min7(b5) = (F# + A + C + E) & Xmin7(b5) = R + (m3 + m3 + Δ3)
Аккорды можно классифицировать таким образом:
- Область (Domain) аккорда — это сфера его существования: какова музыкальная композиция, прогрессия или структура гаммы?
- Царство (Kingdom) аккорда — это сфера его доминирования.
- Группа (Phylum) аккорда — местоположение аккорда: как данный аккорд расположен по отношению к ступеням с I по VII и как он наилучшим образом подчеркивает ступень I?
- Класс (Class) аккорда имеет отношение к интервалам между нотами — секунды, терции, кварты, квинты, сексты, септимы.
- Строение/порядок (Order) аккорда — порядок интервалов между нотами: например, сначала большая терция, затем малая терция. Если в аккорд входят и увеличенные, и уменьшенные интервалы, изменение порядка их следования меняет и музыкальную систему.
- Семья (Family) аккорда — возможные расширения и вариации на основе аккордовой формулы: например, мажорный септаккорд или доминантсептаккорд.
- Род (Genus) аккорда зависит от его мажорности или минорности: является ли аккорд мажорным или минорным? Ни то, ни другое или и то, и другое?
- Вид (Species) аккорда определяется его доминантной нотой.
Видим, что за счет добавления новых интервалов мы можем образовывать различные семьи аккордов; меняя порядок нот, мы создаем новые интервалы; разные интервальные структуры образуют разные классы аккордов; изменение порядка класса порождает разные названия аккордов. Одни и те же ноты — разный порядок. Одни и те же интервалы — разный порядок. Одни и те же идеи порождают разный результат. Одни и те же идеи, благодаря разным результатам, порождают сложные, комплексные структуры. Комплексный подход — основа всего.
Дьявольский аккорд: R + (-6-6-6) & R =√±1
Уменьшенный аккорд, или Co7, состоит из целых тонов. Co, без ноты с интервалом в септиму, — это каждая нота целотонной гаммы. Мы добавляем ноту с интервалом в септиму и таким образом уменьшаем этот интервал на один шаг дальше, чем в случае доминантной септимы. Уменьшенная септима в данном случае будет равна сексте, а в полууменьшенном аккорде септима уменьшается наполовину, по сравнению с доминантной септимой.
Полууменьшенный аккорд состоит из тех же нот, что и аккорд minor7(flat 5) — эти обозначения синонимичны.
Он строится на основе целотонной гаммы, но обычно его относят к другим гаммам, например, к мажорной гамме. Вероятно, это единственный аккорд, структура которого аналогична структурам его четырех вариаций.
Уменьшенный септаккорд можно построить как на основе мажора, так и на основе минора. Если мы строим этот аккорд с минорной перспективы, он будет состоять из трех последовательных интервалов в малую терцию.
Если мы строим этот аккорд с мажорной перспективы, он будет состоять из трех последовательных интервалов в большую сексту. В данном конкретном случае (гармонически симметричный аккорд) мажор равен минору. Но как по мне, мажорная перспектива здесь гораздо круче: R + 6-6-6!
Да здравствует рок-н-ролл!
Об авторе:
Дили (Dealey) — гитарист, композитор, звукоинженер и продюсер из Ванкувера, Канада. Он — автор книги «The Relative Nature of Chords: A Street-Smart Field Guide for Guitar» («Относительная природа аккордов: практическое руководство для гитаристов. Опыт «тертого калача»»), которая скоро увидит свет.
Крутой аккорд, гитара звучит необычно.