Встречайте! Незаслуженно забытый аккорд типа sus2, который так часто встречается в композициях Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).
Этот аккорд, именуемый также «хендриксовским аккордом», является, пожалуй, одним из самых важных новшеств, оставленных нам Джими Хендриксом.
Аккорд E7#9, конечно, существовал и до того момента, как Хендрикс вставил его в свою композицию «Purple Haze». Им активно пользовались джазовые и R&B-гитаристы, а Beatles даже снабдили им свою “Taxman”. Но особый подход Хендрикса к его исполнению вдохновил целые поколения гитаристов, играющих в самых разных стилях.
В Примере 1 представлена самая распространенная аппликатура «хендриксовского аккорда», хотя сам Хендрикс и другие гитаристы часто пользовались и другой (см. Пример 2).
Обратите внимание на то, что #9 является энгармоническим эквивалентом малой терции, поэтому этот аккорд можно рассматривать, как удобную аппликатуру, включающую в себя тонику, пониженную седьмую ступень, а также малую и большую терции.
Благодаря такой мажорно-минорной двойственности, этот аккорд прекрасно подходит для блюза, а использование его в качестве замены аккорду V в той или иной тональности значительно облегчает жизнь джазовым гитаристам (Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) часто поступал именно так).
Об аккорде 7#9 и о том, что делал с ним Джими, сказано и написано уже очень много, а вот интересную хендриксовскую аппликатуру вида sus2 (см. Пример 3) часто незаслуженно обходят вниманием.
Играть этот аккорд нужно в «хендриксовском» стиле, то есть зажать большим пальцем шестую струну, безымянным пальцем — четвертую струну, указательным пальцем — вторую струну, а мизинцем — первую струну.
Пятую струну следует приглушить кончиками большого и безымянного пальцев, а третью струну — безымянным пальцем и кончиком указательного.
Это аккорд sus, поэтому в его состав не входит терция. Значит, его можно смещать в рамках тональности, сохраняя при этом аппликатуру. Джими часто делал слайд на этом аккорде (например, в композициях “Castles Made of Sand” и “Little Wing”), что еще сильнее подчеркивало его открытое, «воздушное» звучание.
Пример 4 — это фраза в духе Хендрикса, демонстрирующая всю многогранность этого аккорда.
Здорово то, что его аппликатура значительно облегчает глушение третьей струны, а когда вы сдвигаете аккорд, можете дать ей прозвучать.
В Примере 5 показано несколько позиций этого аккорда, в которых он звучит особенно хорошо за счет открытой третьей струны. Попробуйте поискать также и другие выгодные положения.
Как и всегда, советую вам хорошенько отработать то, о чем мы сегодня говорили, и приступать к экспериментам. Удачи! А если Вам понравился урок и Вы до сих пор не подписаны на Гитаршколу, и при этом Вы еще хотите научиться играть на гитаре, то обязательно подписывайтесь на нашу ежедневную рассылку.
Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь игре на гитаре. Он обучался в Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), и его преподавателем был Джон Финн (Jon Finn), а также Джо Стамп (Joe Stump). В настоящее время Скотт работает в качестве сессионного гитариста и композитора и, конечно, преподает игру на гитаре.