Очень распространены двухаккордовые последовательности для ритм-гитары и для соло.

Многим гитаристам при игре ритма бывает сложно отойти от стандартных аккордов. На самом же деле переход к другим областям грифа в ритм-партиях может стать толчком для новых мелодических форм. Возьмем аккордовую последовательность I-IV (один-четыре) в тональности Е. Это будет повторяющаяся двухтактовая прогрессия E7-A7.

К самым известным композициям, построенным на схеме I-IV, можно отнести “Turn on Your Love Light”, в оригинале исполненную Бобби «Блю» Блэндом (Bobby “Blue” Bland) и переигранную Grateful Dead, а также “Feeling Alright” Traffic и “Blue Sky” от Allman Brothers.

Можно играть последовательность Е7-А7 с сольными линиями в пятой позиции, можно также перейти во вторую. Но никто не запрещает делать это в седьмой и девятой позициях! Цель всех этих перемещений в том, чтобы научиться играть легко в любой области грифа и свободно передвигаться от одной позиции к другой как при игре ритма, так и при солировании, что значительно разнообразит ваш музыкальный арсенал.

На РИС. 1 изображена ритм-партия E7-A7 в девятой и седьмой позициях. Обратите внимание на то, что шестая и пятая струны служат для игры басовых нот аккордов. Ноты на открытых струнах, звучащие на протяжении всего аккорда, являются педальными тонами для сольных линий, добавляемых в промежутки между аккордовыми акцентами.

партия в седьмой и девятой позиции на гитаре


Играть соло на фоне доминантсептаккордовой прогрессии Е можно в блюзовой гамме E (E G A Bb B D) (см. РИС. 2) в седьмой позиции, начиная с А. Помните о том, что играть фразы из одиночных нот следует в тех же позициях, что и те, в которых исполняется ритм-партия.

На РИС. 3 добавляется большая терция G, что укрепляет связь с аккордом E7 и дает большее мелодическое разнообразие. В итоге получаем восходящий пассаж из нот A Bb B D E G G# A Bb B D; в нисходящем пассаже нота G также располагается перед G#.

Также в нашу гибридную гамму можно добавить сексту C# (см. РИС. 4). Получаем восходящий пассаж A Bb B D E G G# A Bb B C# D.

Блюзовые гаммы на гитаре


А теперь давайте применим эти схемы к мелодиям: на РИС. 5 и 6 я играю аккорд Е7 в начале каждой двухтактовой фразы, добавляя сольные линии в тактах 2, 4, 6 и 8.

Ритм-партия переходящая в соло

Как только вы научитесь играть эти примеры достаточно уверенно, попробуйте придумать собственные аккордовые и мелодические фразы, пользуясь подобным подходом.

  1. Анатолий Николаевич:

    Очень хорошо жду следующих уроков

Добавить комментарий