Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы уже неоднокртано говорили о том месте, которое гитара занимает в музыке фламенко. В сегодняшнем уроке подведём итоги, так сказать…
Роль гитары во фламенко
Среди коренного населения современной Андалусии встречаются люди, сожалеющие о новом статусе гитары в искусстве фламенко, как сольного инструмента. Подобный настрой, вероятно, связан с определёнными опасениями, такими как потеря гитарой статуса неотъемлемой части более древнего искусства — cante flamenco.
Так же неоспоримо влияние факта проявления огромного интереса к гитаре фламенко большими массами слушателей классической гитары, имеющими достаточное ограниченное понимание музыкального контекста феномена фламенко, развивавшегося столетиями.
Но в этой популярности так же можно рассмотреть и положительные моменты. Как например то, что подобная популярность может влить в искусство фламенко «новую кровь», что, в свою очередь, даст возможность поклонникам вне Андалусии смотреть дальше классических канонов, не отрываясь при этом от cante, в котором заключаются основные «силы» гитары фламенко.
Фламенко — импровизационная музыка, основанная на древних традициях. Как сольный инструмент гитара фламенко на сегодняшний день обладает много большими возможностями нежели как инструмент для аккомпанемента baile или cante. Это вполне самостоятельный инструмент, имеющий возможность выразить весь спектр эмоций Фламенко, сохраняя при этом вдохновение cante.
Сегодня искусство игры на гитаре фламенко сольных произведений может открыть для слушателей новые горизонты, если только современные гитаристы одумаются и перестанут двигаться лишь в тупиковом направлении развития скорости и технической вертуозности.
Аудиозаписи в значительной степени подняли планку технического минимума выше, чем когда бы то ни было, но минус этого в том, что эти стандарты являются не чем иным, как началом конца искусства, а не инструментом для законченного выражения чувств и эмоций.
Сложно предсказать будущее гитары фламенко. Многие современные гитаристы оказываются плененными ритмами современной поп-музыки. И всё же хочется надеяться на то, что черпая вдохновение в cante и культурах южных народов, истинное фламенко сможет составить бесспорную конкуренцию современной музыке.
Гитара фламенко как аккомпанимент
«Музыкальное сопровождение» (аккомпанемент) — не достаточно исчерпывающий термин для полноценного описания роли гитариста в тандеме с певцом. Это, скорее всего, можно охарактеризовать как некое равноправное сосуществование, некий диалог, участие в котором каждого исполнителя (гитариста, певца) служит дополнением таким образом, чтобы суммарный эффект превосходил по значимости персональный вклад каждого из них.
Способность импровизировать и быть гибким в своем toque — один из важнейших навыков, если гитарист желает быть дополнением своему партнёры в полной мере. Конкурентная больба здесь не допустима!
Для аккомпанимента cante гитарист обязан иметь общирные знания coplas и уметь идентифицировать их с aire, должен обладать хорошим слухом и чувством гармонии для предсказания поведения кантаора. Сопровождение baile требует железного чуства компаса и способности мгновенного отклика на изменение темпа танцором. Умение аккомпанировать танцу и пению необходимо если Вы желаете стать гитаристом фламенко в самом полном смысле этого слова.
Современные тенденции гитары фламенко
Настоящее время можно охарактеризовать как второй «Золотой Век Фламенко». Это охарактеризовано возросшим в последнее время не дюжим интересом к искусству фламенко как в Испании, так и за её пределами.
Исторически так сложилось, что после Гражданской войны наблюдался резкий спад интереса к искусству фламенко. В конце 1960-ых же вновь начали появляться театры фламенко. Тому способствовали получившие популярность туризм и доступные аудиозаписи. Чистое фламенко вновь возродилось.
Сегодня искусство фламенко кажется готовым возобновить процесс своего развития,
оправившись от частичного разрушения, вызванного техническим и технологическим прогрессом. В течение нескольких десятилетий это уникальное явление подвергалось нападениям со стороны коммерческих организаций, желающих заработать на продаже «кусочка чуда» как можно большей аудитории. В результате чего творческий процесс оказался в бездействии.
Самое глубокое вдохновение терялось из вида, в то время как аудиторию пичкали яркой привлекательной шелухой и напыщенным лоском. Не стоит себя обнадёживать — современные акулы бизнеса и по сей день спекулируют на громких именах. Но есть и люди, и их число растет знающие о понесенных потерях, стремящиеся восстановить творческую силу искусства фламенко.
Мир вне Испании медленно пробуждается и начинает постигать богатства, доселе незнакомых, древних культур южной Испании и Северной Африки. Теперь он как никогда ранее готов приобщиться к подлинному искусству Фламенко и внести свой вклад в его будущее развитие.
В последнее время в мире гитары наблюдается тенденция к более сложным синкопированным ритмам и более современной гармонии, так же как к многочисленным попыткам объединить гитару фламенко с другими инструментами. Тем не менее compás и aire — два неотделимых и выдающихся компонента фламенко.
Вы простите новичка в этой сфере,я только начал учиться исскуству игры на гитаре,на обычной шестиструнной,но меня всегда восхищала игра на гитаре фламенко,и мне бы очень хотелось освоить этот чудесный инструмент.Сам инструмент я не разу не видел,только слышал,скажите насколько она отличается по сложности и устройству от обычной гитары?
Да простят меня виртуозы игры фламенко, но роль гитары во фламенко, на мой взгляд, всегда была солирующей. Именно гитара задает тон и ритм импровизации.
Безусловно можно освоить технику и развить скорость, но чтобы суметь передать весь спектр эмоций, необходимо пропустить эти эмоции через себя, прочувствовать их. Поэтому роль гитары во фламенко бесспорно велика, но не меньшая роль отводится гитаристу, его способности переживать эту музыку, основанную на древних традициях. Ведь фламенко — это, по большей части, импровизация и вдохновение!