Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В сегодняшнем уроке хотелось бы ещё раз рассказать об истории гитары во фламенко, но подойти к этому вопросу с другого ракурса.

История гитары во фламенко

История гитары во фламенко едва ли менее запутана, чем история cante flamenco, но приобретение ей статуса солирующего инструмента является фактом менее туманным. Искуство фламенко зарождалось как естественная необходимость, как способ выражения радостей и печалей повседневной жизни, как способ выражения эмоций дома или на работе.

Это была музыка обычных людей, которые были объеденены в некие сообщества по роду деятельности или досугу. Зачастую некоторые формы фламенко напрямую зависят от професси исполнителя (напрмер в Martinete можно услышать удары молота по наковальне). Эти песни и танцы исполнялись как в повседневной жизни, так и на праздниках.

По этой причине искусство игры на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, было на достаточно низком уровне. По этому гитара в этих песнопениях и танцах занимала далеко не лидирующие позиции, а лишь играла роль аккомпанемента.

Нередко можно услышать историю об адаптации испанскими цыганами методов и приёмов классической гитары для музыкального сопровождения cante flamenco. Но эти истории кажутся слишком упрощёнными и, вероятнее всего, ошибочны. Дело в том, что основы классической техники фламенко включают в себя большое колличество методик, за исключением основ классической гитарной техники.

Техника rasgueos и расстановка акцентов, кажется более правдоподобным, подслушана в арабской музыке для Аль-Уд и других струнных музыкальных инструментов, происхождение которых относится ко времени расцвета искусства мавров. Вместо того, чтобы быть ответвлением классического развития гитары, техника фламенко, вероятнее всего, была позаимствована непосредственно из раннего Mozarabic и другой древней инструментальной музыки Андалусии. Ещё раз, роль gitanos, вероятно, была чересчур преувеличена.

Гитаристы

Именно в период появления музыки фламенко в разного рода питейных заведениях испании в конце прошлого столетия начали появляться профессиональные солирующие исполнители и аккопаниаторы. Falsetas, изначально игравшие роль мелодическоих проигрышей между коплами в cante, в руках профессиональных исполнителей стали более длинными и виртуозными.

Дальнейшую популяризацию гитары именно как солирующего инструменто по праву можно приписать лишь нескольким исполнителям, неоспоримое мастерство которых принесло им известность и славу как концертных исполнителей, так и студийных гитаристов.

В наше время аудиозаписи играют огромную роль в деле популяризации искуства фламенко во всём мире, а так же способствуют расширению кругозора молодых исполнителей и студентов музыкальных школ и колледжей.

Don Ramón Montoya (1880-1949)
был уважаем как первый солирующий гитарист фламенко, и именно ему мы обязаны изобретением таких уникальных приёмов игры как пятизвучное тремоло, расширенное использование двойного arpegio, развитие picado и пр.

Но не стоит забывать о том факте, что столь огромную популярность Don Ramón заработал не благодаря всем этим изобретениям, а благодаря его отменным акомпаниаторским качествам. Хотя, он и был одним из величайших создателей новых falsetas и rasgueos, его игра была основана на изобретениях более ранних гитаристов, таких как Patino и Javer Molina, чья музыка крепко засела в репертуарах огромного количесва фламенко гитаристов и которым подражают и по сей день.

Практические все именитые гитаристы изначально достигали известности как аккомпаниаторы, и лишь потом добивались успеха в исполнении сольных композиций.

Со времён Дона Рамона из огромного количества фламенко гитаристов, необходимо выделить две личности, оказавшие наиболее сильное влияние на становление сегодняшнего, более младшего поколения гитаристов. Niño Ricardo (Manuel Serrapi), Sevilla, умерший в 1972 году, и Sabicas (Augustin Castellon), долго живший в США, известный как создатель классических falsetas, которые в дальнейшем взяли на вооружение многие современные гитаристы фламенко и использовали их для дальнейшего развития.

Но было бы неправильным отдать все лавры первенства лишь нескольким, пусть и величайшим, личностям в мире фламенко. Традиции фламенко, которые мы теперь называем «классикой», подобны большой реке, черпающей свои силы из множества мелких ручейков.

Есть очень много менее грандиозных и менее известных личностей, сделавших для становления искусства фламенко не так много, но, тем не менее, создавших на своём нелёгком пути много чего, что по сей день вдохновляет и волнует гитаристов по всему миру.

  1. Lisa:

    Спасибо за полезный материал. Использовала для написания реферата на тему Гитара во фламенко для музылища. Вообще я около полугода читаю Ваш блог…Очень удобный и, что самое главное, нет всякой навязчивой рекламы, которая просто бесит))

    • Работаем за идею, лишняя реклама тут ни к чему))

  2. константин:

    однако интересно было почитать немного истории. а то раньше брякал просто на гитаре и все . тут теперь хоть что то буду знать )))

Добавить комментарий