Нужна ли настройка гитары по тюнеруВсе всегда начинается с малого. Какое-то на первый взгляд абсолютно несущественное, незаметное событие может буквально перевернуть твою жизнь с ног на голову.

Фильмы ужасов тоже часто начинаются подобным образом.

Гитарные тюнеры. Все мы пользуемся ими. Тюнеры-клипсы. Напольные тюнеры. Компьютерные программы для настройки гитары. Тюнеры, встроенные в процессор эффектов или в саму гитару.

Работая в студии, я ежедневно прибегаю к их помощи. А сможете ли вы обойтись без тюнера? Да без проблем, правда? Ведь чтобы настроить гитару, надо всего лишь выполнить известную всем последовательность действий, а потом следить, чтобы инструмент не расстраивался. Потому что играть на расстроенной гитаре просто невозможно.

Сегодня утром я участвовал в одной дискуссии на Фейсбуке. Мы обсуждали автоматические гитарные тюнеры. Это приборы, которые настраивают гитару самостоятельно. Впервые я увидел такие на гитарах Gibson, а недавно наткнулся на новую модель и даже провел небольшое исследование.

Это вызвало у меня вот какой вопрос: а умеют ли современные молодые гитаристы вообще настраивать гитару самостоятельно? Учат ли их этому? Требуют ли преподаватели этого от них?

Давным-давно, когда по планете Земля еще ходили динозавры, а самый простой тюнер стоил целое состояние, нам приходилось настраивать гитары на слух. Мы делали это, ориентируясь на камертон, фортепиано или другую гитару. Мы развивали в себе этот навык, и он был обязателен. Только представьте себе, что будет, если вы, будучи музыкантом, не сможете настроить свой инструмент самостоятельно. Как это повлияет на звучание? Вы же даже не сможете точно исполнить бенд! На полтона, тон, да неважно, какой! Ведь если вы хотя бы чуть-чуть перетянете или недотянете струну, это уже значительно повлияет на высоту ноты.

А что дальше? Если вы не научитесь распознавать высоту нот на слух, вы также не сможете ни петь, попадая в ноты, ни слышать других музыкантов, с которыми вы играете. Мало того! Вы никогда не разберетесь в интервалах и взаимосвязях между ними. Зависимость от прибора, который настраивает ваш инструмент, это, по сути, то же самое, как если бы вы позволили какому-то автотюнеру настраивать ваш голос! Ведь ваш инструмент — это и есть ваш голос! Кто-нибудь, кроме меня, вообще понимает, к чему все это может привести?!

Готов поспорить, что многие из тех, кто сейчас читает эту статью, — начинающие продюсеры или звукоинженеры. Ну или хотели бы когда-нибудь ими стать. Так вот, вчера я микшировал трек, в котором присутствовала партия вибрафона, и меня постоянно преследовало желание продублировать ее струнным инструментом, потому что иначе все это звучало как-то не так. Я записал нужную дорожку, и мне показалось, что получившийся струнный сэмпл не строил. Тогда я отключил вибрафон и понял, что это не так — проблема была именно в вибрафоне. Мне пришлось подтянуть дорожку вибрафона на 10 центов. Это немного, но если бы я этого не сделал, на записи было бы слышно, что что-то не в порядке.

Я не говорю, что все должно быть всегда идеально настроено, но хотя бы относительный строй должен соблюдаться. А если музыкант в состоянии подстроить слегка расстроенную гитару и записать дабл для партии, сыгранной на идеально настроенной гитаре, это даст эффект хоруса, который прозвучит намного лучше, чем любая цифровая симуляция. Аналог! Слышали о таком? Теперь ясно? Дело не только в том, что инструмент всегда должен быть настроен. Важно также уметь контролировать строй. И делать это нужно с ходу. Любые топ-локи и подобные фишки иногда подводят.

Поэтому мой вам совет: купите камертон или приучитесь настраивать гитару по клавишному инструменту. Научитесь наконец слышать и распознавать высоту нот. Я не имею ничего против настройки с помощью тюнера, когда вы находитесь на сцене или же просто в шумной обстановке. И, конечно, иметь тюнер в студии нужно обязательно. Но гитара — это не идеальный инструмент. Калибр струн, температурные колебания, высота ладов, колковый механизм, техника звукоизвлечения, сила, с которой вы зажимаете струны, натяжение струн, количество витков на колках, а также конструкция гитары и ее состояние — вот факторы, которые оказывают сильное влияние на строй инструмента. Их необходимо постоянно держать под контролем.

А на занятиях и репетициях тренируйтесь настраивать гитару на слух. Это можно делать по какой-нибудь композиции, которая как раз играет по радио или по телевизору. А если у вас под рукой окажется другой инструмент, настроенный точно, вполне можно ориентироваться на него. Эта привычка будет только полезна для вас, как для музыканта. Давайте искать решения, а не создавать новые проблемы. Не забывайте о том, что всегда нужно стремиться к совершенству — а начать можно с настройки. Это, казалось бы, очень незначительный аспект, но на самом деле его важность намного выше, чем вы можете себе представить.

С нетерпением жду ваших комментариев. И было бы очень интересно узнать, кто из вас регулярно настраивает гитару на слух, а кто ленится. Не забывайте подписываться на рассылку от Гитаршколы, чтобы получать ежедневно интересную информацию.

Рон Заброкки (Ron Zabrocki) о себе: Я — сессионный гитарист из Нью-Йорка, в настоящее время живу в штате Коннектикут. Я впервые взял в руки гитару, когда мне было 6 лет. Тогда я сразу начал пытаться читать и играть с листа.

Именно так я и научился играть, ведь я был уверен в том, что так начинали все! Через несколько лет я уже мог сыграть с листа практически все, что угодно, и это очень помогло мне в моей будущей карьере сессионного музыканта. Я брал уроки у всех, кто мне попадался, и мне во многом повезло: у меня были замечательные преподаватели, среди них Джон Скофилд (John Scofield), Джо Пасс (Joe Pass) и Алан ДеМосс (Alan DeMausse).

Мне довелось принять участие в очень и очень многих сессиях в качестве гитариста, и сейчас я уже не только играю на них, но время от времени сам их организую. Я писал музыку по заказу (не буду называть клиентов по именам), но ведь я получал за это деньги, а тем, для кого я писал, доставалась слава — все остались в выигрыше. Мне довелось играть на сессиях во всевозможных стилях — от поп-музыки до джаза.

Добавить комментарий