Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке мы с Вами разбирали компас и первую фальсету Soleares. Как и обещал, в сегодняшнем уроке мы разберём вторую фальсету, так же я расскажу про один способ звукоизвлечения на гитаре — тирандо.
Вторая фальсета
Вторая фальсета является ещё одной разновидностью традиционной фальсеты. Её так же можно часто встретить в произведениях разных исполнителей фламенко. Она основана на последовательности аккордов Amin, Cmaj, Fmaj7, C, Fmal7, Emaj. Аппликатуры указаны в диаграммах. Ритмическая основа — по прежнему двеннадцатидольный компас Soleares.
Базовая мелодия играется апояндо большим пальцем на басовых струнах. Верхний голос на дискантах исполняется на арпеджио. Эти арпеджио имеют тип, иногда именуемый обратным арпеджио, т.е. не ima, а ami.
Все ноты верхнего голоса играются техникой тирандо, которая будет детально разобрана чуть ниже. Однако прежде разберём некоторые особенности движения левой руки.
Техника левой руки
Эта фальсета иллюстрирует важный аспект игры на гитаре фламенко, то как создаётся музыкальная фраза на основе серии аккордовых форм. Очень много фальсет составлены именно таким способом.
Очень важным моментом является техника, применённая в этой фальсете. В процессе перемещения пальцев от одной аккордовой формы к другой Вы должны переместить только те пальцы, которые должны принять новое положение. Пальцы же, не меняющие своего положения в новой аккордовой форме не должны двигаться относительно грифа и менять своего давления на струны.
Вы уже наверняка сталкивались с подобным в Уроке 1 при смене аккорда Fmaj7 на C и обратно на Fmaj7. Первый палец в этом движении постоянно задействован на второй струне, в то время как 2-ой и 3-ий пальцы меняют своё положение. Во второй фальсете первый палец вновь демонстрирует этот приём. На протяжении трёх тактов он должен оставаться на первом ладу второй струны. И лишь в последних трёх долях компаса левая рука принимает положение аккорда E и первый палец вынужден сменить свою позицию.
Тирандо
Тирандо и апояндо — два основных способа звукоизвлечения одиночной струны. Приём апояндо уже был описан в предыдущих уроках — атакующий палец как бы пробивает струну насквозь и останавливается лишь на следующей соседней струне. Этот приём так же называют «удар с опорой».
В приёме тирандо направление воздействия на струну параллельно верхней деке гитары, а не перпендикулярно, как в апояндо. Кроме того после окончания звукоизвлечения атакующий палец не опирается на соседнюю струну, а как бы «повисает» в воздухе. Правая рука принимает основное (классическое) положение. В этом положении, с точки зрения гитариста, средний палец правой руки практически перпендикулярен струнам.
С этой точки зрения большой палец и указательный пересекаются, образуя букву «X», как показано на Рисунке. Пальцы «a» и «m» и «i» опираются на 1-ую, 2-ую и 3-ю струны соответственно, а большой палец — на одну из басовых струн, слегка выдвинувшись налево. Это важно, поскольку такое положение правой руки позволяет перемещаться большому пальцу и остальным пальцам по струнам не зависимо друг от друга.
На рисунке ниже последовательно изображено движения указательного пальца, играющего тирандо. В первом положении, не далеко от струны, палец находится в состоянии готовности. Далее он резко ускоряется и ударяет по струне. Далее происходит остановка пальца без касания какой либо соседней струны. Траектория движения пальца практически параллельна верхней дэке.
Движение сустава
Попробуйте согнуть палец только в третьем суставе. Это достаточно сложно. Обратите внимание на то, что рабочая поверхность ногтя (поверхность, непосредственно контактирующая со струной) должна перемещаться параллельно верхней деке гитары в направлении к основанию большого пальца.
В начале движения второй сустав (между второй и третьей фалангой) согнут почти под прямым углом. После удара по струне палец в этом суставе согнут немного больше. Но дело в том, что основная сила удара не в этом. Она именно в движении всего пальца в третьей фаланге.
Для приобретения навыка правильного звукоизвлечения не обойтись без продолжительных тренировок. Медленно и внимательно играйте любую аккордовую форму этим приёмом. Следите за тем, чтобы после извлечения звука палец продолжал своё движение до мякоти ладони. Сфокусируйте своё внимание на третьей фаланге. Особо позаботьтесь о безымянном пальце. Он будет нуждаться в более усердных занятиях, поскольку изначально слабее других.
Я всегда думала что вторая фальсета, это очень сложно и что это не для меня! Как же я ошибалась… После прочтения статьи я понимаю что даже у меня все получится!
Начала играть недавно. Много не умею, учусь на этих уроках. С первой фальсетой у меня все отлично получилось. А теперь и с второй справилась.