Здравствуйте читатели Гитаршколы. Начинаем следующий урок. Используя свободный удар, любой гитарист сможет как-нибудь выйти из любой щекотливой ситуации. Но если «как-нибудь» вас не устраивает и вы хотите играть с убедительным, эффектным, проникновенным звуком, то вам просто необходимо освоить и второй способ звукоизвлечения, а именно удар с опорой.
Поставьте указательный палец на 1-ю струну, причем точкой контакта должна быть левая сторона ногтя. Палец должен быть согнут так же, как и при игре свободным ударом. Но в данном случае палец не висит над струной, а падает, чтобы затем опереться на соседнюю нижнюю струну.
Теперь проделайте тоже самое средним и безымянным пальцами. Представьте, что палец не ударяет по струне, а падает на нее. Помните, что рука должна быть расслабленной, иначе невозможно добиться хорошего звука. Попробуйте начинать движение из точки, лежащей прямо над струной и чередуйте пальцы в последовательности i, m, а, m, i. Причем звук должен быть более теплым и разборчивым, чем при свободном ударе. Когда вы берете струну, первая фаланга пальца должна быть прямой.
Такое движение посылает струну в сторону задней стенки корпуса гитары, что увеличивает громкость без особых дополнительных усилий. Это бывает особенно необходимо при исполнении мелодий под аккомпанемент. Но игра быстрых гаммообразных пассажей или скоростных отрывков требует применения другого типа удара с опорой. Поместите палец таким образом, чтобы первая фаланга была выпрямлена, но не до конца.
Другими словами, уменьшите изгиб пальцев и играйте в более высокой позиции. Не следует полностью распрямлять пальцы, как это делают бас-гитаристы. Так как в этом случае первая фаланга пальца не выгибается и не производит движения вглубь, данный тип удара с опорой позволяет пальцам двигаться быстрее. Некоторые гитаристы предпочитают использовать только этот тип удара, но лучше овладеть обоими. При ударе с опорой большой палец двигается вниз и ложится на соседнюю струну. При этом позаботьтесь о том, чтобы ваша рука и запястье оставались неподвижными.
Удар с опорой на гитаре
Теперь давайте вернемся к фрагменту из пьесы, внеся одно небольшое изменение. Поиграйте мелодию (верхние ноты), используя удар с опорой. Обратите внимание на то, как звучит мелодия на фоне аккомпанемента. Затем проделайте тоже самое с отрывком из «Этюда В-минор» Ф. Сора.
Следует заметить, что удар с опорой уместен далеко не во всех случаях (например арпеджио лучше играть свободным ударом). Попробуйте исполнить отрывок из «Буррэ» И.О. Баха ударом с опорой и вы сразу почувствуете некоторое неудобство. По моим ощущениям свободный удар более соответствует стилю «барокко«. Кроме того, поскольку в «Буррэ» используется контрапункт, нежелательно, чтобы мелодия превалировала над басовой линией.
Для того, чтобы извлекаемый звук был качественным, нужно следить за состоянием ногтей на используемых пальцах, т. е. за их длиной и отсутствием заусенцев.
Изучаю гитару и хочется получить абсолютно все знания.Удар с опорой пока дается с трудом нужно еще потренироваться.