Привет, читатель Гитаршколы. В этом посте Джимми Браун рассказывает о работе над ритмом и синкопировании.
На прошлых уроках я уже говорил о шестнадцатых нотах и показал, как можно получить целый ряд фанковых синкоп при помощи пауз, пунктирного ритма и связующих лиг (объединение нот). Надеюсь, вы уделяете достаточно времени практике чтения и отсчета ритмических рисунков, ведь это поможет вам в развитии чувства ритма, что необходимо каждому музыканту, независимо от уровня и стиля игры.
Чтобы научиться хорошо отсчитывать, читать и, прежде всего, чувствовать сложные ритмы современной музыки, нужно постоянно тренироваться, поэтому мой вам совет: занимайтесь этим регулярно (15 минут в день вполне достаточно!).
Как я уже упоминал в конце прошлого урока, сегодня мы научимся отсчитывать, читать и играть триоли. Вы, наверное, помните, что четвертную ноту можно разделить на две равные восьмые ноты («раз и») или на четыре равные шестнадцатые ноты (отсчитать их можно, например, так: «раз у и а»).
Также четвертную ноту можно превратить в триоль восьмыми (или восьмую триоль). В этом случае одна четвертная нота равна трем восьмым — см. риф на РИС. 1. Восьмые триоли выглядят, вроде бы, так же, как и обычные восьмые ноты (дуоли). Но обратите внимание на то, что восьмые триоли сгруппированы в тройки, над каждой из которых ставится цифра 3.
Чтобы отследить каждую триоль и ощутить их ритм в размере 4/4, можно отсчитывать так: «раз три -оль, два три -оль, три три -оль, четыре три -оль, раз три -оль, два три -оль, три три -оль, четыре три -оль» и т.д., следя при этом за стабильностью темпа пульсации. (Некоторые музыканты и преподаватели предлагают отсчитывать восьмые триоли, например, так: «раз и а, два и а, три и а, четыре и а». Такой способ легче, если мы имеем дело с быстрым темпом, но я заметил, что гитаристы, пользующиеся им, часто рискуют перепутать удары «и» и «а» с ударами в случае восьмых и шестнадцатых нот, а это неверно, ведь они приходятся на разные временные моменты такта.)
Итак, мы разделили четвертную ноту на три равные восьмые ноты. Получается, что — при стабильном темпе — каждая из таких восьмых по длительности короче восьмой дуоли. Значит, можно сказать, что восьмые триоли «быстрее» обычных восьмых нот.
Мы делим четвертную ноту на три части, а не на две или четыре, поэтому ясно, что восьмые триоли имеют мало общего со стандартными восьмыми и шестнадцатыми нотами. Следовательно, и отсчитывать их нужно по-другому.
На РИС. 2 показан риф, содержащий восьмые ноты, восьмые триоли и шестнадцатые ноты. Здесь вам придется менять схему счета по ходу игры. Я уже говорил о том, что перед тем, как играть какое-либо произведение по нотам, следует прохлопать (или отстучать по колену) его ритмический рисунок.
Так вы сможете сконцентрироваться на правильной передаче ритма. При этом не забывайте отстукивать ногой четвертные ноты в стабильном темпе. Это поможет вам избежать ускорения или замедления при переходе с дуолей на триоли и квадриоли (еще одно название шестнадцатых нот).
В рамках восьмых триолей можно получить целый ряд интересных синкоп, пользуясь такими приемами, как объединение нот и паузы. См. РИС. 3. Обратите внимание на второй такт этого примера. Вы заметите, что в рамках одного удара четвертную ноту можно заменить парой восьмых триолей, объединенных связующей лигой (как изображено в первом такте).
Такой способ записи считается более экономным, ведь в данном случае мы используем меньше нотных знаков. По той же причине в рамках одного удара обычно предпочтительнее ставить одну четвертную паузу вместо двух восьмых триольных пауз (сравните третий и четвертый такты).
При записи таких «ломаных» восьмых триолей обычно используются квадратные скобки с цифрой 3 посередине. Они указывают на то, что в данном случае на четвертную ноту или четвертную паузу приходится 2/3 триольной фигуры, а не целый удар.
На РИС. 4 и 5 вы видите примеры того, как, играя простой повторяющийся мелодический рисунок из восьмых или шестнадцатых нот в ритме восьмых триолей, можно получить весьма заковыристую фразу. На РИС. 4a изображена фраза, играемая ровными восьмыми нотами на одной струне. Нотная схема здесь довольно интересна, а ритм слишком прост.
Из-за отсутствия синкоп слабые доли не акцентируются. Та же самая нотная схема зазвучит намного круче и выразительнее, если мы сыграем ее восьмыми триолями (см. РИС. 4b). Акцентирование нот создает эффект синкопы. Это и есть так называемый четвертной триольный ритм.
На РИС. 5a изображена фраза, состоящая из нисходящей последовательности четырех ровных шестнадцатых нот. На каждый удар она начинается сначала. Ту же последовательность нот можно сделать гораздо более интересной. Попробуйте сыграть ее восьмыми триолями, как изображено на РИС. 5b.
Сам рисунок по-прежнему состоит из четырех нот, но с каждым повтором он смещается, сдвигаясь на одну восьмую триоль. Этот прием называется гемиола. Он дает эффект синкопы и определенного ритмического напряжения. C его помощью можно также создавать иллюзию шестнадцатых нот, играемых в более медленном темпе.
Можно также пойти в обратном направлении и превратить повторяющийся рисунок из трех нот (как, например, триольная фраза на РИС. 6a) в фигуру из шестнадцатых нот, просто изменив ритмическую схему (см. РИС. 6b). В данном примере с каждым повтором фраза смещается на одну шестнадцатую ноту. Схема «четыре из трех», изображенная на РИС. 6b, как и схема «три из четырех» (РИС. 5b), тоже создает ритмическую иллюзию, в данном случае это «ложные триоли», играемые в более медленном темпе.
Первое время играйте примеры на РИС. 5b и 6b медленно, отстукивая ритм ногой. Так вы сможете добиться чистого и ровного звучания каждой ноты, не теряя при этом ощущения ритма. Потом можете постепенно переходить к игре в более быстрых темпах.
Я попробовал сейчас сыграть на гитаре то, о чем написано в этом уроке, но, это оказалось, довольно сложно, считать ритм четыре четверти, кроме того, играть триоли, и с помощь них еще и выделять синкопы.
огромное спасибо создателям сайта информация очень полезная и нужная для новичков. для многих мечта научиться играть на гитаре и благодаря этому сайту это возможно.