У любой музыки есть внутренний пульс – то, что заставляет вас притопывать в такт. Это то, под что хочется танцевать, и это продвигает музыку вперед.
В мире огромное количество разных музыкальных стилей и направлений, но если мы говорим о западной музыке, то для нее, как правило, характерно повторение групп из четырех долей. На этом основано 90 процентов популярной музыки, в том числе и “Smoke on the Water” Deep Purple, “Poker Face” Леди Гага или Air on the G String Баха.
В качестве иллюстрации к такому рисунку из четырех долей послушайте пример с отсчитыванием этой пульсации на фоне отрывка из альбома Out of the Ashes Hellcat Molly. Здесь никакой теории не понадобится, просто слушайте и считайте вслух.
А теперь возьмите любые пять композиций на свой вкус и проверьте, подходят ли они под эту схему. Вы должны уметь узнавать ее – это очень важно.
Такую пульсацию также называют тактовым размером. Он часто записывается в виде дроби (4/4) перед нотной строкой. Давайте разберемся, что здесь к чему. По значению знаменателя вы можете определить, какая нота приходится на одну долю. Если это 4, значит, речь идет о четвертой ноте, если 8, значит, о восьмой и т.д. (Кто забыл или не знал про длительности нот, почитайте этот урок). По значению числителя мы видим, сколько таких нот вмещается в один такт. Вот несколько примеров:
- 4/4 = 4 четвертые ноты на такт
- 5/8 = 5 восьмых нот на такт
- 11/16 = 11 шестнадцатых нот на такт
Если в числителе стоит нечетное число, такую пульсацию часто называют «нечетным размером». Сегодня мы как раз и разберем такие нечетные размеры, которые нередко встречаются в творчестве групп, играющих в стиле прогрессив. К ним относятся Pink Floyd, Rush, Dream Theater, Symphony X, Dixie Dregs, Mahavishnu Orchestra и другие. Некоторые композиции полностью написаны в нечетном размере, некоторые предполагают смену размеров с четного на нечетный и обратно для создания особого эффекта, а кто-то пишет музыку с такими запутанными переходами от размера к размеру, что подсчитать их очень сложно.
Композиция Dream Theater “The Dance of Eternity” считается одной из самых сложных в репертуаре этой группы. Вот небольшое видео, где их бывший барабанщик Майк Портной (Mike Portnoy) разбирает секции с нечетными размерами в конце композиции. (В целом песня насчитывает 108 смен размеров.)
Нечетные размеры. Упражнения для гитары
Чтобы помочь вам разобраться с разными размерами, я подготовил 10 разных примеров. Пример 1 – это старый рифф из репертуара Hellcat Molly. Это очень хорошая иллюстрация размеру 4/4 с синкопами, что дает ощущение нечетного размера. Запись сделана так, чтобы вы смогли лучше сфокусироваться на пульсации.
Следующая идея (Пример 2) основана на “Money” Pink Floyd. Ее размер – 7/4, что означает, что в данном случае на один такт приходятся 7 четвертых нот. Такой размер можно просчитывать вот так: «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь» или «раз, два, три, раз, два, три, четыре». Совет: При работе с нечетными размерами дробление их на группы из трех или четырех долей может быть весьма полезным.
Пример 3 написан в духе Майкла Ромео (Michael Romeo) из Symphony X. Он очень любит риффы из семи долей, потому что они воспринимаются как два такта из четырех долей, второй из который не завершен. Это дает интересное ощущение. Вступительный рифф в “Dehumanized” или начальное соло в “Out of the Ashes” – хорошие тому примеры.
Вы заметите, что в этом риффе также присутствуют синкопы. По сравнению с предыдущим риффом, этот больше взаимодействует с самим размером, что помогает замаскировать нечетный размер. А это и есть цель – сделать так, чтобы нечетный размер давал нужный эффект, а не просто вставить его в музыку для ее усложнения.
Нечетный размер должен оставаться незаметным, если не вслушиваться специально.
В Примере 4 вы найдете рифф в 5/4, напоминающий вступление к “Erotomania” от Dream Theater. Счет в данном случае очень прост: «раз, два, три, четыре, пять». У меня всегда создается впечатление тягучести размера 5/4, потому что он дольше, чем вы ожидаете. В данном случае использована интересная схема Emadd9 из Е-эолийского лада (E–F#–G–A–B–C–D), а также b5 (Bb) для создания особого эффекта.
Пример 5 основан на классике от Rush “YYZ” – отличный небольшой рифф в размере 5/4. Следите за тем, чтобы бенды приходились на нужные места – это придаст музыке блюз-роковое ощущение.
Пока мы говорили только о размерах с 4 в знаменателе, что означает, что пульсация базируется на четвертой ноте, но в прог-роке нередки также и размеры, построенные на восьмых нотах. Пример 6 – это простой рифф, состоящий из семи восьмых нот. Здесь есть несколько возможностей счета. В размере 7/8 я обычно не просто считаю до 7, потому что так его легко можно перепутать с 7/4. Поэтому я предпочитаю считать так: «раз, два, три, четыре, раз, два, три».
Также можно считать, как при неполной пульсации с четвертыми нотами. Послушайте, как этот метод работает на практике.
Еще один рифф в 7/8 (Пример 7) содержит больше шестнадцатых нот и синкоп. Здесь действительно присутствует ощущение незавершенного такта, потому что он всего на одну восьмую ноту короче, чем такт 4/4, которого ожидает слушатель. Научиться чему-то подобному можно двумя способами. Первый – это слушать и копировать, что очень полезно для развития слуха. Второй – это читать и анализировать. Второй значительно сложнее, но зато так вы проникаете в самую суть размера.
Смена размера такта в гитарном риффе
Вот еще один рифф в стиле Dream Theater (Пример 8). Здесь мы встречаемся со сменами между 11/8 и 10/8. Проблемы при счете могут возникнуть также из-за многосложности цифр в русском языке (например, слова «четыре», «девять» и т.д.). С односложными цифрами все в порядке, но как только дело доходит до нескольких слогов, можно запутаться. Поэтому попробуйте облегчить себе задачу разбивкой на более мелкие группы. Для размера 11/8 можно считать так: «раз, два, три, раз, два, три, раз, два, три, раз, два», а для размера 10/8 – так: «раз, два, три, раз, два, три, раз, два, раз, два». Также полезно топать ногой на каждый счет «раз», что придает пульсации нерегулярность, но ведь это как раз то, что нужно!
Очень интересный результат дает комбинация размеров 4/4 и 7/8, как в Примере 9. Это сочетание четного и нечетного размеров опять же передает ощущение «незавершенного» такта. Джон Петруччи (John Petrucci) часто пользуется этой идеей, обозначая ее как 15/8 (4/4 + 7/8). Я же предпочитаю записывать ноты в легкочитаемых размерах, несмотря на то, что это несколько осложняет сам процесс записи.
Заключительный пример (Пример 10) основан на творчестве гитариста Dixie Dregs и Deep Purple Стива Морса (Steve Morse). Это смесь трезвучий с открытыми струнами, синкоп, проходящих аккордов и смен между 4/4 и 7/8. Пример несет в себе нечто латиноамериканское, хотя, конечно, таковым не является. Что может быть еще более прогрессивным, чем это? Здесь следует глушить нижние струны ладонью и играть гибридной техникой ноты на второй струне.
Поработайте с этими идеями, а потом попробуйте применить их на практике. Вам несомненно удастся найти хорошие примеры нечетных размеров в музыке, которую вы любите.