Когда я только учился играть на гитаре, я постоянно задавался вопросом: как же играть соло? Я был уверен, что на этот вопрос есть однозначный ответ, доступа к которому я пока не получил. Но со временем я понял, что все не так просто. Одного ответа нет.

Так же, как и нет одного, единственно верного, хода в шахматах. Поначалу эта истина расстроила меня. Но со временем я понял, как быть. Вам не нужно учить наизусть каждую строчку вашего пособия по игре на гитаре. Просто выберите несколько фраз, которые подходят к вашему стилю игры и вашим потребностям. Время от времени вам требуется играть на концерте. Сегодня я покажу вам несколько приемов, которые я использую для подготовки к концертам.

Все думают, что у группы есть несколько недель для репетиций перед туром. Но на самом деле это далеко не всегда именно так. Обычно до выступления вы репетируете один-два раза. И очень часто у вас нет возможности разогреться перед концертом. Первое шоу имеет большое значение, и именно тогда вас, по сути, и бросают в холодную воду.

Тренировка и репетиции – это разные вещи. Некоторые считают, что это одно и то же, но это неверно. Тренировка – это подготовка, то, что вы делаете в свободное время. Это отработка деталей. А репетиция – это когда вы убеждаетесь, что все детали в итоге объединяются в единое целое. Это выступление без зрителей.

Конечно, группа часто останавливается и обсуждает какие-то моменты. Но здесь важно мнение коллектива. Никто не будет ждать вас только потому, что у вас не было времени на тренировки. Подготовка к концерту заключается не только в переслушивании записей. Вы должны проанализировать материал как можно более подробно.

Также вы должны быть в состоянии предсказать, как отдельные части повлияют на общее целое. Живое выступление – сложная задача, и умение организовать и подготовиться к нему – важный навык.

Будьте внимательны

Самое важное – не мешать вокалу. На записях часто можно услышать небольшие мелодические вставки за вокалом. Но будьте осторожны. На записи их можно сделать практически незаметными, а вот при живом исполнении они могут отвлекать внимание на себя.

Конечно, это не значит, что от них нужно отказываться. Просто следует понимать, когда они помогают, а когда вредят. Слушайте линию вокала. Не теряется ли она? Не соревнуется ли партия гитары с вокалом?

Линия вокала

Линия вокала часто подсказывает нам, какие ноты прозвучат особенно хорошо на фоне той или иной прогрессии. Часто прослеживается тенденция слишком активной игры при смене аккордов. Постарайтесь не поддаться искушению сыграть каждую ноту каждого аккорда. Заучивание мелодий может помочь вам с выбором. Давайте послушаем куплет песни “Please Please Please” группы Fife & Drom, чтобы понять, как работать с аккордовыми сменами.

Пример 1 – это соло на фоне куплета. В первом такте играем 5 (F) аккорда Bb6 — ничего особенного, но это ведет к следующему аккорду A7 путем понижения F до E и обыгрывания C#. Вокал работает с напряжением F и E на фоне аккордов.

Обратите внимание, что хоть во второй половине третьего такта и присутствует аккорд Dm/C#, вокальная линия не включает в себя ноту C#. Не всегда имеет смысл играть каждую ноту аккорда. В шестом такте группа играет аккорд Db7. Это выходит за рамки тональности Bb. Мелодия подчеркивает это с помощью b7 (Cb), 5 (Ab) и 6 (Bb) и разрешается в 5 аккорда Db7. В соло прослеживается простой мотив на основе Db-лидийского лада (Db–Eb–F–G–Ab–Bb–C).

Ноты и табы соло для электрогитары


Положитесь на собственный голос

Иногда очень полезно пропеть соло без гитары. Не ограничивайтесь только глазами и руками! Ваше сознание часто только усложняет вам задачу. Вы стремитесь выйти на первый план.

Когда вы поете, главную роль берет на себя подсознание. Вы заметите, что ваши идеи для соло станут более мелодичными и естественными. Совет: Запишите себя при помощи соответствующего приложения на телефоне. Вы не великий певец? Ничего страшного! Это ведь только для вас.

Пробуйте

Если соло менее ограничено определенными рамками, можно вставить несколько импровизационных идей, как художник смешивает краски для получения новых цветов.

Совет: Не ограничивайтесь фразами, схемами и мелодиями, уже знакомыми вам. Добавьте хроматизма и концентрируйтесь на впечатлении, которое производят на вас те или иные ноты.

А теперь самое время объединить все, что вам понравилось, в импровизацию на фоне прогрессии. В аудио ниже вы услышите, как я использовал этот метод для создания более мелодичного и связного соло.

Конечно, можно начать анализировать лады и гаммы, которые я играл. Но дело не в них. Важно, чтобы то, что вы слышите, нравилось именно вам. А анализ – это уже дело второе.

Музыкальный навигатор

При исполнении песни “Who You Think You’re Foolin’?” я не играю соло с записи один к одному. Чаще всего я просто импровизирую на фоне аккорда Dm. Но я оставил себе своеобразный навигатор по соло.

Что такое музыкальный навигатор? Это может быть небольшая фраза или нота, которую вы используете в качестве навигатора по соло. Например, иногда я начинаю соло одинаково, впоследствии меняя его. А иногда я повторяю кусочки в его середине. Это нота или фраза, в случае которой я точно знаю, что она работает и что она приведет меня туда, куда мне нужно.

Возьмем соло из “Who You Think You’re Foolin’?” (см.Пример 2). Я всегда начинаю его одинаково. Первые четыре такта не меняются. Что-то вроде того, когда вы приходите на вечеринку с бутылкой вина. Это – своеобразный знак внимания, демонстрация того, что вам не все равно. До тех пор, пока вы не обнаружите ликер и не перейдете на скотч 18-летней выдержки.

В восьмом такте встречается фраза, которую я играю каждый раз, потому что она ведет к следующей фразе соло, за которой следует импровизация. Последняя часть моего навигатора – такт 13. Фраза на основе F# ведет к завершению соло. Я не сочинял полное соло, а ограничился несколькими основополагающими штрихами.

Метод навигатора работает очень хорошо, потому что так вы не перемещаетесь по прогрессии, как слепой крот. В этом есть определенная предсказуемость, но с другой стороны, вы не ограничены рамками заранее придуманного соло.

Соло на электрогитаре


Играть соло можно по-разному. Чаще всего музыканты экспериментируют с разными подходами. Но этим следует заниматься на собственных тренировках, а не на репетициях группы. Только тогда это принесет вам пользу.

Добавить комментарий