Эта статья написанна Шоном Спилом, королем гитары, созданной из коробки из-под сигар. Будучи музыкантом и человеком, посвятившим себя истории самодельных инструментов, Спил даже успел создать Музей гитар, выполненных из сигаретных коробок.
Спроси любого историка в направлении рок-музыки о самых крутых гитарах 50-х и в большинстве случаев ты услышишь такие имена, как Линк Рэй, Чай Берри или Джонни «Гитара» Ватсон.
К сожалению, далеко немногие из них когда-либо слышали имя Вилли Джо и его “Унитар”, и еще меньше людей имели хотя бы какое-то представление о синглах, написанных этим чудаком во времена Эйзенхауэра. Благодаря Вилли Джо в 50-х появилось самое крутое по тем временам звучание гитары.
The Detroit Years: Джо Вилли был блюзовым музыкантом из трущоб Детройта, который играл на массивном, однострунном инструменте, известном как “Унитар”.
В конце сороковых Дункан сотрудничала с легендарным блюзменом Джимми «Большой Босс» Рид, выступая на задних двориках, напротив небольших магазинчиков на таинственной Максвелл-Стрит. Пара зажигала по всему городу. Они использовали пикап в качестве ударного инструмента и, как правило, играли напротив магазина или где-нибудь за углом. В этом месте подключалась аппаратура и получалась своего рода сцена.
Давайте представим, если Вы находитесь на тротуаре с двухметровой планкой в руках, собрать полную толпу не составит Вам никакого труда, и люди будут собираться вокруг ударных в полном восторге. Рид играл на гитаре и пел. Вилли Джо играл на своем инструменте, иногда пел или же вытаскивал пару своих старых ложек и играл на них.
Послушайте пару песен Willie Joe:
Наступило время успеха: К огромному сожалению для Рида, Вилли Джо обнаружил для себя более светлое будущее в Калифорнии и решил туда перебраться. Перед его отъездом Рид вручил ему переносной «Унитар» для поездки. В инструменте было специальное отверстия для хранения мелких предметов.
Вилли Джо Дункан остановился в Пало-Альто и продолжил свой эпатажный путь. Говорили, что он ездил на пони, одетый как ковбой. Он также продолжил играть на своем “Унитар”. В конечном итоге, он был замечен лидером «Specialty House Records» Рене Холлом в 1956 году и создал для его компании несколько замечательных творений.
“Specialty Records” была своего рода “машиной” по производству хитов во времена Литла Ричарда и Гитар Слима. Вилли Джо был приглашен на исполнение соло-партий для Боба Ландерса, обладателя бархатного голоса и исполнителя, которому принадлежала знаменитая «Cherokee Dance.» (Существует легенда, что Ландерс приобрел такой тембр голоса после того, как перенес рак горла, от которого скончался вскоре после релиза песни.
«Cherokee Dance» была незамысловатая, милая песня, автор которой был сам Ландерс, однако истинным гимном сопротивления было другое инструментальное произведение, написанное в 45-ом, под названием «Unitar Rock.» Песня представляет собой легкий блюз-джем, исполненный Рене Холом и его оркестром с Вилли Джо, играющим на “Унитар”. Его искаженное звучание было названо одной из самых крутых гитарных партий, которые были когда-либо записаны.
И все это на одной струне!
Меня удивило то, что эта песня так и не стала культовой, как «Rumble» Линка Рея. Это же рок-н-ролл в чистом виде! Мне кажется, это самое исключительное творение того времени.
После скромного успеха в ресторанных автоматических проигрывателях с песней «Cherokee Dance”, Дункана пригласили назад в “Specialty” в 1957 в качестве студийного музыканта, который исполнял разнообразные соло, включая инструменталку “Twitchy” Рене Хола и его оркестра. В 1958 Хол ушел из “Specialty” в “Rendezvous Records” в Лос Анджелесе.
Поздние годы: Существует не так много информации о Вилли Джо, начиная с 1958 года. Какое-то время он довольно часто появлялся в местных R&B ТВ шоу (Джони Отис, Хантер Хэнкок). Один музыкант рассказал, что Вилли выступал на открытых микрофонах в местных барах.
Вилли Джо Дункан умер, ориентировочно, в 1988 или 1989. Если вы знаете точную дату, напишите в комментариях.
Наследие Вилли Джо: Не смотря на то, что он был неизвестным героем, творчество Джо повлияло на Марка Сэндман, который основал иконоборческую гранж-джаз группу Morphine. Сэндман играл на двухструнной бас гитаре, которая по звучанию напоминала “Унитар”. Копия “Унитар” была также создана музыкантом из Филадельфии (мастером однострунных инструментов), в центре было такое же отверстие, как и в оригинале.
Шейн Спил «Король гитары из сигаретной коробки” и основатель современного движения гитар, созданных из коробки из-под сигар. Послушайте музыку и подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы.