Волнующее и эмоциональное «Последнее танго для Астора» с альбома «World Sinfonia» Эл Ди Меола посвятил своему другу, известному аргентинскому композитору Астору Пиацолле. Записать этот шедевр Ди Меоле помогли Дино Салуцци на бандонеоне (инструмент типа концертины, изобретенный в 40-х годах прошлого века) и перкуссионист Гумби Ортиз. Поразительное единство этого трио, могло быть достигнуто только благодаря руководству одаренного музыканта и композитора.
Эта пьеса, исполняемая в умеренно быстром темпе в размере 6/4, свидетельствует о том, что Ди Меола может не только играть пассажи на огромной скорости, но и точно передать настроение. Приведенное здесь соло, состоит из 32 тактов.
Ортиз на перкусии помогает Салуцци, который выполняет здесь роль метронома. Хотя иногда довольно-таки трудно уследить за размером, фразировка Ди Меолы помогает слушателю отслеживать доли, а подбор нот и пауз соответствует спокойной атмосфере пьесы.
С самого начала соло Эл демонстрирует свою склонность к триолям . Во втором такте он хроматически спускается от консонансной малой терции аккорда Аm add9 (нота C) к дисонансной пониженной ноне (нота ВЬ), на которой и задерживается, получая типичное для фригийского лада звучание. Эта фраза заканчивается в 3-м такте, где она на 3-й доле разрешается в квинту аккорда Аm аdd9 (нота Е). Эта же нота вновь выделяется на сильной доле 4-го такта — здесь нужно обратить внимание на хроматизм. В конце такта Эл при помощи восьмых триолей обыгрывает аккорд Еm7sus4.
Продолжение триольной темы можно найти в 5-м такте. В течении первых трех долей (за исключением ноты 3) обыгрывается аккорд ВЬmaj7. Две ноты Е на четвертой доле придают фразе лидийский колорит. (Обратите внимание на то, что 5-й и 8-й такты из-за пропущенных долей играются в размере 5/4). Арпеджио аккорда Аm в первой доле 6-го такта также имеет лидийское звучание.
Фраза заканчивается нотой А, предвосхищающей мотив на бандонеоне в А-фригийском в 7-м такте. В 8-м такте взаимодействие Ди Меолы и Салуцци выражается в противодвижении — Эл играет восходящие аккордовые ноты, а Дино проводит нисходящюю линию, которая соответствует последовательности Dm/F-Аm/Е-Dm-С-Е7. В 9-м такте Ди Меола с помощью глиссандо выделяет девятую ступень аккорда Атас1с19 (нота В). В 10-м такте А-дорийская мелодическая линия ведет к 9-й ступени аккорда Ет9 (нота F#). Синкопированное арпеджио аккорда Еmadd9 в 12-м такте должно звучать с сустейном.
Обратите внимание на то, как украшена тоника аккорда ВЬ maj7 в 13-м такте. В 15-м такте Эл переходит в А-эолийский. В 17-м такте акценты приходятся на малую терцию (С) и квинту (Е-бекар) аккорда Аm add9. В этом такте также отметьте педальные ноты А на второй струне на 2-й, 3-й и 4-й долях такта. В 18-м такте акцентируется септима (С) аккорда Аm add9.
Типичная для Ди Меолы фраза шестнадцатыми начинается с пятой доли 18-го такта, приходит в первую долю 19-го такта (нота С, малая терция аккорда Еm9) и немедленно заканчивается девятой ступенью (F#) того же аккорда. В 21-м такте Ди Меола переходит в лидийский лад.
В тактах 24 и 25 Эл создает атмосферу напряжения и эффект движения при помощи простых, но эффективных трехнотных аппликатур, которые смещаются вниз по полутонам. В 27-м такте он снова акцентирует 9-ю ступень аккорда Em9 (нота F#). Далее он хроматически идет к ноте А (септима аккорда ВЬ maj7). В 31 -м такте мотив на бандонеоне в А-фригийском аранжирован для гитары, так что можно легко заметить, как Ди Меола вступает на ‘и’ четвертой доли. Он заканчивает соло драматичным аккордом из пяти нот, извлекаемых у подставки.
Несмотря на то, что это соло состоит всего из 32-х тактов, оно содержит много идей, которые вы можете использовать в своей собственной игре. Чтобы прочувствовать настроение пьесы, несколько раз прослушайте запись, одновременно смотря в транскрипцию. Благозвучное, чувственное, и одновременно содержательное, это соло совсем не трудно для исполнения, поэтому чтобы сыграть его совершенно не обязательно быть виртуозом стиля «фьюжн».
Много лет назад я училась в музыкальном училище по классу балалайка, и играла в оркестре. Дирижер у нас был молодой парень, только закончивший консерваторию. Так вот, именно он познакомил нас с композитором Астор Пиацолла. От его танго все были в восторге. А потом наш дирижер предложил сыграть нам композицию Эл Ди Миола «Последнее танго». В исполнении русского оркестра произведение звучит по новому, еще эмоциональней. Даже мой муж, человек абсолютно далекий от музыки полюбил «Last Tango For Astor».