Sticky Fingers от The Rolling Stones по праву можно назвать одним из величайших альбомов этой группы. Это уникальная комбинация жесткости и мягкости и просто очень хороший и разнообразный музыкальный материал. Гитарные партии альбома заслуживают особого внимания, ведь они были записаны вместе с британским виртуозом блюза, соло-гитаристом Миком Тэйлором (Mick Taylor) и при участии Рая Кудера (Ry Cooder) – “Sister Morphine”. Сам Мик Джаггер (Mick Jagger) внес свою лепту в гитарное звучание. И конечно, львиная доля пришлась на потрясающие ритмические риффы Кита Ричардса (Keith Richards). Sticky Fingers записывался два года и вышел в 1971 году. Он стал первым альбомом Stones, достигнувшим первого места в хит-парадах по обеим сторонам Атлантики. Сегодня мы разберем гитарные техники, встречающиеся на этом эпическом альбоме.
Но сначала кратко о строе open G. Этот строй – очень важный элемент стиля игры Кита Ричардса. На альбоме Sticky Fingers он прибегает к нему так часто, что его имя уже практически ассоциируется со звучанием этого строя. Шестая и первая струна опускаются до D, а пятая струна до G. В итоге получается D–G–D–G–B–D.
Кит чаще всего избегает игры на шестой струне. (На протяжении нескольких десятилетий Кит настраивал свои телекастеры в open G без шестой струны.) Первая струна опущена до D, но это играет важную роль далеко не во всех риффах. Итак, как же нам получить риффы в духе Stones? Спускание пятой струны до ноты G – единственное действительно необходимое изменение. Для тех, кому не хочется перестраивать гитару, есть возможность играть только по четвертой, третьей и второй струнам. Высота этих трех струн подходит как для open G, так и для стандартного строя.
На Sticky Fingers можно встретить мощные риффы в open G, которые напоминают “Monkey Man” с Let It Bleed и последующую работу Кита на классических хитах, таких как “Start Me Up”. Практически все необходимое вы найдете в Примере 1. Он написан в духе “Brown Sugar”: Все аккорды имеют мажорный окрас. Здесь мы слышим фирменное звучание аккордов с тоникой в басу (играть баррэ указательным пальцем) в сочетании с обращениями, исполняемыми простым добавлением двух пальцев.
Такое звучание I-IV является визитной карточкой игры Кита в open G. Если вы разберетесь и прочувствуете этот ход, это будет хорошим началом для сочинения собственных подобных риффов. Если вы попробуете записать две гитары, как это сделал я, не старайтесь полностью копировать партию электрогитары – весь шарм как раз в определенной доле контраста между акустической и электрогитарой. Композиция исполняется в тональности C и является примером перекрестного строя — строя на открытый аккорд, но игры в другой тональности.
“Wild Horses” демонстрирует мастерство Кита в наложении гитарных партий друг на друга. Игра Мика Тэйлора, то напоминающая звучание клавишных, то стил-гитары, дополняет картину. Акустическая партия играется в open G, но самое интересное в данном случае – это акустика, настроенная по нэшвилльской схеме (Пример 2). Чтобы представить себе этот строй, мысленно замените струны 6-3 на октавные струны двенадцатиструнной гитары. Этот старый трюк дает более яркое и глубокое звучание гитары. В итоге получаем результат, который сложно достичь иным способом. Обязательно попробуйте эту технику. Ее сложно не полюбить!
В данном примере я старался скопировать дабл-стопы Мика Тэйлора на высоких струнах, поэтому я играл на нэковом звукоснимателе со скрученной вниз ручкой тона.
Прислушайтесь к контрасту между двумя партиями в Примере 3 – это комбинация аккордов и флажолетов в нэшвилльском строе и бой гитары, настроенной в open G. Как и в соло Тэйлора, мы не забудем о бендах и слайдах в стиле R&B.
Классика “Can’t You Hear Me Knocking” богата на блюзовые риффы (Пример 4). Кит, скорей всего, играл на гитаре Les Paul, но чтобы приблизиться к его звучанию, вы можете начать на нэковом звукоснимателе любой гитары, находящейся в вашем распоряжении. Если вы хотите добиться этого эффекта педалями, вам поможет эффект фузз в сочетании со скрученной вниз ручкой гейна. В любом случае должно получиться хорошо!
Если Вы вспомните и послушаете соло Мика Тэйлора на “Knocking”, Вы услышите безупречную фразировка Мика Тейлора, сочетающую грув в духе латиноамериканской музыки. Большая часть соло базируется на минорной пентатонике D (D–F–G–A–C), но проходящие ноты E и B указывают на D-дорийский лад (D–E–F–G–A–B–C). Очень важно аккуратно обращаться с повторами и не забывать об ощущении тона, передаче чувств и общей подаче. Все, что нужно для классического рок-соло, вы найдете в Упражнении 5.
“Moonlight Mile” была написана по демо-записям Кита, но основную гитарную партию сыграл Мик Джаггер. Он играет в open G, и мы слышим типичное для него вдумчивое и внимательное исполнение. Мелодическое движение в Примере 6 базируется на пентатонике G мажор (G–A–B–D–E) и состоит из фраз с одиночными нотами, играемых на фоне низких нот.
А подскажите пожалуйста, где купить наклейку с группой Rolling Stones на гитару?
Вот есть несколько вариантов. Так же можете заказать наклейки из любой картинки здесь.