Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы продолжаем изучение джаза, в прошлых двух уроках Вы знакомились с творчеством Джона Маклафлина. Сегодня Вы познакомитесь с не менее легендарным джазовым гитаристом Пэтом Метини.
Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством. Подобно своему учителю Джиму Холлу он рассматривает импровизацию под достаточно широким углом зрения: «Во время одного из моих итальянских семинаров студенты буквально взбунтовались, потому что все, о чем я говорил, носило концептуальный характер. А им была необходима конкретная информация. Но я мыслю иными категориями, нежели заменами или соответствием гамм тем или иным аккордам».
Чтобы вырваться из оков заученных фраз и аппликатурных позиций, Пэт предлагает ограничить количество используемых струн. «Линейная игра вверх и вниз по одной струне очень полезна для развития мелодизма, — считает Метини. — Если вы придерживаетесь только позиционной игры, то можете очень легко попасть в тупиковое положение. Мик Гудрик (известный преподаватель музыкального колледжа «Беркли») предлагает рассматривать гитару как 6 параллельных инструментов. В этом есть определенный смысл, потому что каждая из струн имеет свои уникальные характеристики».
Для начала Пэт предлагает Ех.1. «Работайте отдельно с каждой из струн. Суть этой концепции в том, что перед вами открывается безграничный источник мелодического материала». Концептуальный подход может быть применен и к ритмометру.
«Группировка фраз и вообще композиция может быть результатом комбинации цифр, — поясняет Метини. — Возьмем серию ритмических групп, которые соответствуют ряду цифр, например — 5,4,1,3,2,6,3 (Ех.2). При помощи подобного подхода я сочинил композицию «First Circle». Тогда я использовал две группы цифр — 3,2,3,2,2 и 3,3,2,2, которые в сумме давали 12 и 10, а в результате получился 22-дольный цикл».
Далее Пэт предлагает соединить Ех.1 и Ех.2.
«После того, как вы определились со своими сериями нот, замените первую восьмую в каждой из групп на любую другую ноту, — советует Метини. — Ограничьтесь одной струной и меняйте первые ноты каждый раз, когда вы будете проходить ритмический цикл. Кроме того, это хорошее упражнение на медиаторную технику«. В Ех.4 вы видите начало нового цикла.
Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством. Подобно своему учителю Джиму Холлу он рассматривает импровизацию под достаточно широким углом зрения: «Во время одного из моих итальянских семинаров студенты буквально взбунтовались, потому что все, о чем я говорил, носило концептуальный характер. А им была необходима конкретная информация. Но я мыслю иными категориями, нежели заменами или соответствием гамм тем или иным аккордам».
Вышеизложенная концепция подразумевает и множество других комбинаций. Например, в Ех.5 количество нот на долю увеличивается, а затем уменьшается.