Приготовьтесь открыть для себя новый, неизведанный мир, в котором тягучее звучание слайд-гитары и искрометный шред гармонично сочетаются и прекрасно дополняют друг друга. Казалось бы, эти два явления абсолютно несовместимы. Ведь говоря о слайд-гитаре, первое, что представляешь себе, это образ умудренного опытом музыканта, извлекающего из своего инструмента мелодичные фразы и сочные риффы. Ну а слово «шред» сразу заставляет подумать о подростке, упорно тренирующем гаммы и арпеджио, чтобы впоследствии играть саундтреки к видео-играм. Не тут-то было!

Интересно то, что у этих двух стилей все же есть нечто общее. Представьте себе слайд-гитариста, которого не напугаешь быстрым темпом, и шреддера, который игнорирует порожки ладов, создавая новое звучание. Именно это и есть наша цель. Сегодня мы посмотрим, что происходит при «скрещивании» образа мышления шреддера с миром слайд-гитариста. Итак, в путь.

Как научиться играть слайдом на гитаре

Но скажу сразу: этот урок для тех, кто уже умеет управляться со слайдом. Ведь чтобы одолеть упражнения этой статьи, нужно обладать определенными навыками игры этим приспособлением. Упомяну также, что не буду касаться стандартных подходов к игре слайдом. Для наших целей понадобится более короткий слайд (я предпочитаю Dunlop 211), который надевается на средний палец, закрывая первую и вторую фалангу. Существуют слайды еще меньшего размера, например, слайд-кольца или малый слайд Уилла Рэя (Will Ray’s Stealth Slide). Они нужны в том случае, если вы хотите играть слайдом только на одной струне за один удар пальцем или медиатором.

Короткий слайд позволит вам согнуть средний палец, давая другим пальцам возможность обыгрывать слайдовые ноты техникой легато. Чтобы добиться более чистого звучания, обычно приходится глушить струны указательным пальцем позади слайда. Глушить нежелательные ноты можно также большим или средним пальцем правой (звукоизвлекающей) руки. Стил-гитаристы называют такой прием «блокированием».

Хочу отметить, что я обычно надеваю слайд на средний палец, но это не значит, что других вариантов не существует. Поэкспериментируйте и решите, как удобнее играть именно вам. (Но не забывайте о том, что аппликатуры для зажимаемых нот меняются в зависимости от того, на какой палец надет слайд.)

Приступим к делу. Надевайте слайд, берите медиатор и выходите на старт. Мы обсудим четыре темы: арпеджио трезвучий, арпеджио септаккордов, пентатонические гаммы и прием игры через струну. Это поможет вам заложить хорошую базу и натренироваться так, чтобы впоследствии иметь возможность играть, не задумываясь о том, что вы делаете. Вместо этого вы сможете сконцентрироваться на «фишках», динамике и прочих прелестях.

К любой ноте, играемой слайдом, можно подходить за один или два лада. Это своего рода переходные ноты, подводящие к основной. Если требуется сыграть две ноты на одной струне, вы можете извлечь медиатором обе или извлечь одну, а ко второй перейти приемом легато. Например, вы извлекаете более низкую ноту медиатором и хаммер-оном переходите к более высокой, зажимаемой пальцем левой руки. Или наоборот.

Арпеджио трезвучий

Начнем с отличного упражнения на арпеджио. Упражнение 1 — это арпеджио трезвучия G мажор (G-B-D), охватывающее три октавы. Удобно то, что в данном случае мы просто повторяем одну и ту же аппликатуру несколько раз. Эту фразу можно играть слайдом полностью, а можно чередовать слайд с другим пальцем левой руки. Второй вариант гораздо оригинальнее. Представьте себе скалолаза. Забираясь вверх по скале, он хватается за уступы и задерживается на них, а не просто «скользит» вверх. В тех случаях, когда вы играете по одной ноте на струну, можете зажимать нужные лады пальцами, а вот если требуется исполнить две ноты на струну, воспользуйтесь слайдом. Потренировавшись немного, вы поймете, что это не так уж и сложно.

Упражнение 1

Упражнения на слайд и шред.

Разбирая основную форму той или иной гаммы, аккорда или арпеджио (обычно она начинается с тоники), обязательно уделите внимание их обращениям по всему грифу. В упражнениях 2 и 3 вы видите обращения трезвучия G мажор. Начинайте отработку этих фраз в медленном темпе. Транспонируйте их в другие тональности, поэкспериментируйте с ритмом, разбейте их на части и попробуйте составить из них собственные фразы и мелодии.

Упражнение 2

Ноты и табы упражнений на гитару при игре слайдом

Упражнение 3

Слайд гитара с элементами шреда.

Когда вы заметите, что играете мажорные трезвучия довольно бегло, переходите к минорным. Для этого вам всего лишь нужно заменить все ноты В на Bb (на один лад ниже). В упражнении 4 показан основной вид аккорда (с тоникой в басу). Сыграйте его несколько раз, а затем приступайте к первому и второму обращениям.

Упражнение 4

Шред техника с использованием слайда на электрогитаре

Все это поможет вам наработать солидную базу для шреда слайдом. Поиграйте эти аппликатуры в рамках стандартной двенадцатитактовой блюзовой прогрессии — мажорной и минорной. Не забудьте и о комбинировании мажорных и минорных аппликатур. Например, играя арпеджио Gm на фоне аккорда G мажор, можно получить очень характерное для блюза звучание. Попробуйте играть трезвучие G мажор на фоне аккорда I ступени в блюзе тональности G, а на фоне IV (C) и V (D) ступеней возьмите арпеджио Gm.

Арпеджио септаккордов

Перейдем к септаккордам. Аппликатуры таких арпеджио более вертикальны по сравнению с предыдущими, где мы смещались по грифу диагонально. Основные тональности блюза — это доминантная и минорная. В упражнении 5 вы видите четыре аппликатуры арпеджио аккорда G7 (G-B-D-F), а в упражнении 6 — аппликатуры аккорда Gm7 (G-Bb-D-F).

Упражнение 5

Упражнения для гитары со слайдом

Слад гитара - ноты и табы

Упражнение 6

Научиться играть слайдом на гитаре

Ноты и табулытуры упражнений на слайд гитару

Если вы наконец дошли до того состояния, когда арпеджио вам уже снятся, начинайте импровизировать на фоне аккордовых прогрессий. Разбейте арпеджио на несколько частей. На этом этапе неплохо представить себя ярым шреддером и потратить время на отработку всего этого под метроном. После этого вы можете перевоплотиться в блюзмена и сосредоточиться на груве. Очень скоро вы поймете, как изобретать интересные вещи, комбинируя эти два подхода. Идем дальше.

Пентатонические гаммы

Это стандарт для любого блюзмена и рокера, но наша гибридная слайдовая техника буквально на глазах превращает любые стандарты в открытия. Я играю все упражнения в этой части, чередуя слайд и мизинец.

И вновь вам придется сделать эти аппликатуры вашей второй натурой. Тренируйтесь, пока вы не сможете сыграть их с закрытыми глазами. Причем в любой тональности! Упражнения 7 и 8 демонстрируют нам две позиции пентатонической гаммы G мажор (G-A-B-D-E). Помните о том, что эту гамму можно также рассматривать, как пентатонику Е минор.

Упражнение 7

Ноты и табулатуры к упражнениям 7-12 Вы можете скачать, заполнив форму ниже:

наклейки для гитары

Шред и слайд-гитара – гремучая смесь

100 руб.

Добавить комментарий

Упражнение 8

Пентатоническая гамма состоит из пяти нот, повторяющихся в каждой октаве. Следовательно, для такой гаммы существует пять разных аппликатур — по одной на каждую ноту, служащую точкой отсчета. Эти пять аппликатур можно также назвать обращениями основной гаммы. Медленно и методично проработайте каждую позицию, концентрируясь на балансе звучания слайдовых и обычных нот.

Игра через струну

А теперь поговорим о самом важном аспекте игры слайдом — игре через струну. Это довольно просто, но придется активно перемещать слайд, чтобы попасть на нужную ноту. Все эти фразы написаны на основе пентатонической гаммы А минор (A-C-D-E-G), но их обязательно нужно поиграть и в других тональностях и октавах.

Упражнение 9: мы сдвигаем слайд к более низкой ноте на каждой струне, а затем хаммер-оном переходим к следующей ноте. Вам придется то и дело возвращаться к той струне, которую вы пропустили.

Упражнение 9

Упражнение 10 выглядит по-другому. Здесь мы играем слайдом абсолютно все ноты и делаем значительно больше пропусков, впоследствии возвращаясь к пропущенным струнам. Возможно, это упражнение покажется вам не таким простым, но все дело в практике.

Упражнение 10

Упражнение 11 основано на секстолях (шесть нот на одну долю). В остальном оно очень похоже на упражнение 9. С помощью скоростных фраз, подобных этой, можно создать интересный эффект волн. Но не забывайте о том, что играть эти фразы быстро совсем необязательно. Такую технику можно с тем же успехом применять и к более мелодичным соло. Попробуйте поиграть это упражнение как можно медленнее, сохраняя при этом полный контроль над своими действиями.

Упражнение 11

Последняя на сегодня фраза  — это целая серия пропусков струн и возвращений к ним. Над ней вам придется поработать подольше. Делайте слайд к первой ноте каждой доли. Слайдом следует играть также и более низкую ноту на каждой струне. Как же это здорово — уметь обращаться со слайдом, создавая такое протяжное и немного скрипучее звучание, при этом не ограничивая себя и легко переходя на игру пальцами!

Упражнение 12

Итак, вы только что попробовали объединить слайд-гитару с шреддерским подходом. Надеюсь, это откроет для вас новые возможности. Не бойтесь экспериментировать и упражняйтесь на здоровье! Все эти идеи помогут вам найти и развить собственный стиль игры, будь то блюз, шред или что-то другое — это неважно. Главное, чтобы он был только вашим — единственным и неповторимым.

Добавить комментарий