Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Этот вопрос часто обсуждается на гитарных форумах. Кто-нибудь начинает тему, написав комментарий под радикальным заглавием вроде «Звук в ваших руках». Через пару дней вся дискуссия сводится к тому, что половина утверждает, что на звучание влияет только оборудование, а другая половина – что все дело действительно в руках. Сегодня я поделюсь с вами своими размышлениями по этому поводу.

Интересно то, что подобные темы, как правило, поднимаются только среди гитаристов, играющих на электрогитарах. Видимо, никто не сомневается в том, что звучание акустической гитары зависит от того, как на ней играть. Возьмите жесткий, тонкий или нейлоновый медиатор, и эффект будет абсолютно разным. Играйте пальцами, и ваш звук будет отличаться еще больше. В зависимости от того, где и с какой силой атаковать струны, меняется тональная окраска и динамика. Конструкция, материалы и размер акустической гитары тоже влияют на ее звучание, но динамика и техника гитариста (или отсутствие динамики и техники) имеют гораздо большее значение. То же самое относится и к электрогитаре.

Я убежден в том, что множество вариантов тона и динамики, возможных в случае акустической гитары, актуальны и для электрогитары. Но стоит также отметить, что электрогитары и усилители несколько более ограничены в плане динамического и частотного диапазона, нежели акустические. Ламповые усилители и эффект овердрайва обычно предполагают определенную степень компрессии. Кроме того, у стандартных колонок 10″ и 12″ ограничен частотный диапазон, потому что они обычно больше рассчитаны на средние частоты. То есть в случае электрогитары мы имеем дело с большей однородностью в плане тона и динамики по сравнению с широким динамическим и частотным диапазоном акустической гитары.

Эта однородность возрастает еще больше, когда мы, гитаристы, прибегаем к эффектам гейна, дисторшн или фузз. Чем выше степень искажения сигнала, тем выше компрессия тона. Кроме того, чем выше уровень дисторшн, тем больше влияние на звук, и нюансы вашей игры становятся все менее слышны. Мне довелось видеть очень много гитаристов, начинавших с рока или метала и впоследствии, постепенно приобретая опыт, менявших свой подход к звучанию. Наращивая технику, они снижали уровень дисторшн, ведь более чистый звук дает больше возможностей и позволяет играть с большей экспрессией.

Без овердрайва и компрессии играть сложнее – сразу слышны все ошибки и недостаток мастерства. Поэтому я не настаиваю на том, что чистый звук – это единственно возможный путь. Овердрайв и дисторшн – неотъемлемая часть рока, блюза, метала и соло-гитары, но мне думается, что важно найти баланс между этими эффектами и чистотой/динамикой. Это можно сравнить с кулинарным искусством. Чтобы блюдо было вкусным, нужно добавить определенное количество пряностей (в нашем случае в роли пряности выступает дисторшн). Если добавить больше, все остальные нюансы и оттенки вкуса будут перекрыты. Совет: найдите такой уровень драйва и дисторшн, играть на котором довольно легко, и слегка снизьте его. Вам придется поработать чуть больше, но ваше мастерство будет постепенно расти, а стиль не заставит себя ждать.

На ум приходят четыре имени – две легенды гитары и два относительно молодых музыканта. Их я считаю гитаристами с «правильными руками».

Джефф Бек (Jeff Beck)

Джеффа Бека определенно можно назвать лидером среди гитаристов, чей подход к игре и техника подтверждают утверждение «Звук в ваших руках». Его степень владения гитарой просто поразительна. Джефф преимущественно играет без медиатора (пальцами правой руки), что позволяет ему значительно расширить свой тональный диапазон. Он – мастер по части рычага тремоло и ручек громкости, с помощью которых он варьирует динамику и играет вибрато.

 

Джо Бонамасса (Joe Bonamassa)

Джо довел свою технику до совершенства. Он меняет оборудование как перчатки, но его звучание при этом остается стабильным и постоянным. Это еще раз подтверждает его уровень.

Джо Бонамасса рассказывает о возможностях переключателей и ручек на гитаре Les Paul, с помощью которых легко можно получить абсолютно разные варианты звучания. Бросается в глаза также тот факт, что Джо владеет огромным количеством разных техник звукоизвлечения, что тоже дает ему немало возможностей.

Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen)

Когда в 1978 году Король Эдвард «взошел на престол», множество гитаристов делали попытки копировать его технику и его звучание, но большинство из них быстро сдались. Даже несмотря на то, что звучание Эдди было довольно грязным, его техническое совершенство и поразительные возможности правой руки были очевидны. Возможно, вы слышали историю о выступлении Ван Халена на разогреве у Теда Ньюджента (Ted Nugent) в 1978 году. Тед присутствовал на саундчеке у молодого Эдварда, и ему так понравилось его звучание, что он попросил у Ван Халена разрешения воспользоваться его оборудованием. Но даже несмотря на это Ньюджент звучал в точности как… Ньюджент!

Эдди Ван Хален демонстрирует свое мастерство в Аргентине, в начале 80х годов.

Блейк Миллс (Blake Mills)

Блейка Миллса знают немногие, но думаю, что ситуация скоро изменится. Он быстро заработал себе репутацию, играя с такими музыкантами, как Дикси Чикс (Dixie Chicks), Лана Дель Рей (Lana Del Rey) и Нора Джонс (Norah Jones). Тональный диапазон Блейка поражает своим разнообразием. Это и мягкое, деликатное звучание на чистом звуке, и резкое и агрессивное на дисторшн. Всего этого Миллс достигает работой рук.

Блейк Миллс доказывает верность утверждения «Звук в ваших руках», играя на модифицированном страте с небольшой степенью овердрайва.

А что Вы думаете по этому вопросу? Что важнее — руки или оборудование?

Похожие уроки:

  • Артем:

    Уметь извлекать звук из какашки- это мастерство. Но и звучание ,сам звук, тоже играет не маловажную роль. Послушайте альбомы Тони Айомми. Стиль один? Совершенно такой же. А звучание разное. Не берем в учет технику записи.

    Ответить
  • Влад:

    Начинал с бешеного овердрайва. С каждым годом замечаю — тянет к чистому звуку.Согласен — играет роль и аппаратура, приходилось играть на дорогом звуке. Но можно играть и на маленьком недорогом комбике, показывая хорошую технику.Влюбился в блюз и жду новых статей и уроков. Большое Вам спасибо !

    Ответить
Оставить комментарий