Здравствуйте уважаемые читатели Гитаршколы. Мы продолжаем курс прогрессивной техники игры на гитаре. На уроке, посвящённом постановке рук при игре фортепианной техникой, мы затронули такой термин как звукоизвлечение. В сегодняшнем уроке я постараюсь объяснить вам это:
Музыкальные звуки являются теми конструктивными элементами, из которых создаётся музыкальная ткань. От качества звука, извлекаемого на инструменте, во многом зависит качество художественного произведения в целом. Цель данного урока- проанализировать основные технические приёмы двуручного звукоизвлечения.
В «фортепианной» технике способы извлечения звуков одинаковы как для левой, так и для правой руки. Особенно большое внимание необходимо уделить правой руке, которая фактически «учится играть на гитаре», осваивая совершенно иные технические принципы игры, качественно отличающиеся от её обычной функции. Поэтому заниматься «фортепианной» техникой, особенно на начальном этапе, наиболее эффективно по следующей схеме:
левой рукой проигрывается упражнение, затем правой рукой необходимо стремиться повторить данное упражнение. Левая рука, как более подготовленная (в данном способе звукоизвлечения) становится для правой руки своеобразным примером, «помощником» в освоении различных технических приёмов.
На базе упражнений, приведённых в данном и последующих уроках, Вы сможете (и обязательно должны) создавать свои собственные технические упражнения с целью постоянного исполнительского роста. Классических гитаристов, использующих ногтевой способ звукоизвлечения, следует предупредить, что длинные ногти на правой руке могут мешать извлекать звук «фортепианной» техникой.
В этом случае необходимо оставить такую длину ногтей, при которой возможно играть классическим способом и «фортепианным». Возможно целесообразно перейти на классическое заукоизвлечение подушечками пальцев, при котором длинные ногти не требуются.
Способы «фортепианного» звукоизвлечения:
В «фортепианной» технике существуют три основных способа извлечения звука:
1) Лёгкими ударами пальцев обеих рук по струнам между ладов на грифе гитары. Заметьте, что удар по струнам происходит именно от движения пальцев, но никак не от движения всей кисти. В нотной записи данный способ извлечения звука может обозначаться как non legato.
2) Legato (легато). Этот способ звукоизвлечения применяется в пассажах, когда ноты располагаются на одной струне. Для более детального анализа данного способа, необходимо разбить его на два вида: восходящее легато и нисходящее. Для того чтобы сыграть восходящую фразу приёмом легато, необходимо первую ноту извлечь ударом, а каждую последующую ноту извлекать, не отпуска предыдущей (т.е. пальцы на протяжении всей фразы со струны не снима ются). В нисходящих пассажах применяется более сложный вид легато первая нота (верхняя ) играется обычно, ударом, но перед тем как отпустить эту ноту, другой палец уже должен держать струну зажатой на последующей ноте. Далее, палец с первой ноты, со струны, как бы, сдёргивается в результате чего звучит нота, уже зажатая другим пальцем. Движения пальцев при этом «одёргивании» идёт на сжатие кисти, т.е. пальцы правой руки идут вверх, к шестой струне, левой — вниз, к первой (в крайне редких случаях наоборот). В нотной записи приём легато обозначается лигой или подписывается словом — legato.
3) Специальным щипком. Этот приём некоторым образом напоминает технику извлечения искусственных (сложных) флажолетов. Палец прижимает струну к грифу беззвучно, а другой палец этой же руки дёргает данную струну, в результате чего, звучит нота уже прижатая к нужному ладу (как в легато). Этот способ звукоизвлечения применяется для разнообразия звучания инструмента, в основном, при игре нот большой длительности. Пальцы одной руки и прижимают струны, и дёргают их, совмещая обе функции.
Это основные способы звукоизвлечения при игре фортепианной техникой. Они требуют достаточно много времени для тренировок.
Статья довольно насыщена и раскрыта тема, но писалась явно не для новичков, которые хотят научиться играть на гитаре! Для меня эта статья является не как самоучитель звукоизвлечения на гитаре, а как обычная, познавательная.
Я — самоучка, играю в классической манере. Недавно заинтересовалась «фортепианной» техникой игры. Статья о звукоизвлечение оказалась очень кстати, написано лаконично и доступно. Спасибо!
Честно говоря, узнать о фортепианной технике мне было интересно. Я и не знал о такой. Обычно, самоучки с терминологией не в ладах, поэтому, обучаясь, важно знать как тот или иной способ игры, а в частности и извлечения звуков называется.
Звукоизвлечение на гитаре — это первое, что нужно освоить при игре на гитаре. Спасибо за урок, пошел мне на пользу.