Часть 1: Ступени в музыке

Хочу поделиться информацией о ступенях в музыке, ключевых элементах гармонии. Всего их семь, обозначаются римскими цифрами и представляют собой звуки определённых звукорядов — мажорного или минорного.

Зависит звучание гаммы от выбранного звукоряда. Для более глубокого понимания рекомендую изучить статьи о темах тональностей, особенно мажорных и минорных тональностях.

Перечислю ступени и рассмотрим их на примере:

I. Тоника
II. Верхний вводный тон
III. Верхняя медианта
IV. Субдоминанта
V. Доминанта
VI. Субмедианта
VII. Нижний вводный тон

Первая, четвёртая и пятая ступени считаются устойчивыми, а все остальные — добавочными.

Теперь рассмотрим на примере гаммы:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII

Если выбрать другую гамму, то и ноты будут представлять разные ступени соответственно. Исследуйте и экспериментируйте с различными звукорядами для расширения музыкальных горизонтов.

Часть 2: Продолжение и примеры

Продолжим разговор о ступенях в музыке, обратим внимание на их уникальные характеристики и применение в различных композициях.

Каждая ступень несет свой собственный музыкальный смысл и вклад в общую гармонию. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них:

  1. Тоника (I): Считается стартовой точкой и «домом» в музыке, к которому часто возвращаются для создания стабильности.
  2. Доминанта (V): Обладает высокой напряженностью и используется для создания акцента, например, перед разрешением на тонику.
  3. Субдоминанта (IV): Часто используется для создания переходов и внесения разнообразия в гармонию.

Это лишь малая часть возможностей ступеней в музыке. Помните, что экспериментирование с разными комбинациями их позволяет создавать уникальные музыкальные образы.

Если вы интересуетесь конкретными гармоническими последовательностями или мелодиями, не стесняйтесь задавать вопросы. Вперёд к творчеству и открытию новых музыкальных горизонтов!

 

  1. Татьяна:

    Я только учусь играть на гитаре. Пытаюсь во всем разобраться с вашей помощью. Пока все понятно, спасибо.

  2. Alex:

    Попал сюда случайно, но как-то сразу обращает на себя внимание:
    «Если мы возьмём другую гамму, уже другие ноты будут другими ступенями соответственно»
    А какая гамма-то тут рассматривалась изначально?

    • Сергей:

      На примере очевидно До мажор рассматривается.

  3. Marie:

    Спасибо за статью! Давно бросила музыкальную школу, а теперь жалею и пытаюсь восстановить знания. Вот со ступенями уже разобралась. Ваш сайт очень хорошо помогает.

  4. Антон:

    Вероятно, до-мажор… Сколько лет играю на разных гитарах и клавишах, но воткнуть теорию музыки нормально не могу =) Конечно, можно строить мелодии, вообще не зная никаких гармонических последовательностей. Но это а) долго б) трудно. Притом что возможности написания композиций при этом весьма ограничены.

  5. Владимир:

    Хочу научиться играть на гитаре, в музыке дундук

  6. Равел:

    Покажите пример другой гаммы, чтобы было понятней

  7. Павел Толченов:

    Покажите пример другой гаммы

  8. Роман:

    Нота До на первой ступени.
    И что это за гамма? До мажор, До минор?
    Учителя хреновы, весь интернет неделю лопачу, никакой конкретики, только бездумная копипаста.

    • kopetan:

      От ноты До можно построить как минорную, так и мажорную гамму. Отличаются интервалами — расстоянием между нотами.

      Для мажора. От ноты До: ТТП ТТТП (Т-тон, П-полутон). Тон — 2 лада, полутон, 1 лад.

      По этой схеме гамма До мажор будет содержать следующие ноты:

      C (Т) D (Т) E (П) F (Т) G (Т) A (Т) B (П) C

Добавить комментарий