Часто говорят, что у Марти Фридмана особая техника звукоизвлечения, что он активно пользуется приемами свип-пикинга, экономичного пикинга, гибридного звукоизвлечения и т.д. «На самом деле я понятия не имею, что означают все эти страшные слова. Свип-пикинг — это вообще не мое. » — говорит Марти Фридман.
«Для меня игра свипом звучит примерно так: «бдЛУП, бдЛУП, бдЛУП, бдЛУП», вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, снова и снова. Это всего лишь прием, которому гитаристы учатся, чтобы быстро играть арпеджио вверх и вниз.»
По-моему, все это не имеет ничего общего с музыкой. Я тоже иногда играю скоростные фразы, основанные на арпеджио, но я всегда слежу за тем, чтобы они не превращались в простые подъемы и спуски по арпеджио, как это обычно бывает. Сегодня я покажу вам, как можно достичь звучания, похожего на скоростные арпеджио, избегая при этом предсказуемости стандартных свип-фраз.
Я делаю так: беру повторяющуюся фразу с арпеджио и вставляю в нее несколько круто звучащих нот, бендов и вибрато. При этом я стараюсь не зацикливаться на одном и том же приеме и сначала думать, а только потом играть. А гонять трезвучия туда-сюда — это не для меня.
Обратите внимание на гриф гитары Марти Фридмана. Если хотите таких же птичек, можете заказать здесь.
Фраза на РИС. 1 построена на нотах арпеджио Bm7: B D F# A. В такте 1 обрисовывается основная мелодическая фигура. Начинаем на третьей струне, с хаммер-она и пулл-оффа между F# (одиннадцатый лад) и A (четырнадцатый лад). Далее играем ноту D (четвертая струна, двенадцатый лад), делаем хаммер-он от F# к А и заканчиваем фразу тремя восходящими нотами: B D F#. В тактах 2-5 мы развиваем эту идею, повторяя несколько долей и добавляя бенд на полтона и вибрато от пониженной пятой ступени (F) в такте 4. Фраза завершается бендом на полтона от A# к B, который также можно украсить вибрато.
Фраза 1:
Фраза 2:
А теперь попробуйте придумать собственное окончание этой фразы. Я считаю, что развитие основной идеи — это всегда самый естественный и музыкальный вариант. Вставлять арпеджио в мелодические линии намного интереснее, чем просто играть их вверх-вниз.
Вот несколько вариаций нашей основной идеи. На РИС. 2 я немного меняю основной рисунок, в результате чего получаются интересные фразы в размерах 15/16 и 9/8. На РИС. 3-8 я беру за основу трезвучие G и превращаю его в Gmaj7 и Gm-maj7.
Фраза 3:
Фраза 4:
Фраза 5:
Фраза 6:
Фраза 7:
Фраза 8:
Я прекрасно понимаю, почему многие гитаристы так хотят играть быстро. Когда я только начинал осваивать гитару, я услышал игру Элвина Ли (Alvin Lee), который играл просто запредельно быстро. Тогда я подумал, что это самое крутое из всего, что я слышал. Но потом я понял, что быстрая игра кажется такой клевой, только если ты сам так не умеешь. А как только научишься — понимаешь, что гораздо важнее стремиться играть музыкально.