Есть много разных способов разрешать аккорды и превращать их в мелодические линии.
Многие начинающие гитаристы нередко задаются вопросом о том, как уйти от стандартных аккордов и фраз, основанных на гаммах, чтобы получить больше музыкальной свободы и разнообразия. Начинать лучше всего с последовательности из двух аккордов — типа того, что можно услышать в известных песнях, таких как “Feeling Alright”, “Blue Sky”, “Turn on Your Love Light”, “Midnight Hour” и “I’d Rather Go Blind” — и смещать их в разные области грифа, играя аккорды и сольные фигуры в разных позициях.
Сегодня мы обратимся ко второй позиции и разберем аккорды, гаммы и фразы, которые можно играть в этой области грифа.
На РИС. 1 изображена базовая последовательность I-IV (один-четыре) в тональности Е. Начинаем с первой ступени — Е7, смещаемся к четвертой — А7, возвращаемся к первой и так далее по кругу. Оба аккорда играются во второй позиции. На фоне Е7 хорошо играть ноты Е, В, D и G# в восходящем порядке. При переходе к A7 нота Е остается, а В смещается на два лада вниз — к А. D смещается на один лад вниз — к C#, а G# — на один лад вниз, к G.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3:
Пример 4:
Пример 5:
Пример 6:
Пример 7:
Пример 8:
Пример 9:
Особое внимание обратите на смещение на один лад на двух верхних струнах при переходе от Е7 к А7. Оба аккорда играются боем с синкопами. Акцентируются слабые доли. Перед тем, как мы перейдем к мелодическим линиям, давайте взглянем на две гаммы в данной позиции: на РИС. 2 изображена блюзовая гамма Е (E G A Bb B D) в открытой позиции; на РИС. 3 и 4 — та же гамма с добавлением ноты G# — большой терции. Эту гамму можно назвать «доминантной гаммой Е».
Всегда берите ноту G перед G#, это укрепляет связь между гаммой и аккордом Е7. РИС. 5 — это пример простой фразы, которая демонстрирует преимущества добавления ноты G# к блюзовой гамме E. Идея в том, чтобы придумать как можно больше способов добавить импровизационные мелодические линии к ритму, сначала определяя аккорд Е7, а затем добавляя краткую сольную фразу сразу после перехода к А7.
На РИС. 6-9 изображены четыре примера того, как построить хорошие сольные фразы в рамках этой ритмической идеи. Как только вы разберетесь с ними, попробуйте придумать свои.