Когда я еще только учился играть на гитаре, у меня были довольно странные представления о том, что значит быть гитаристом. Например, мне казалось, что ритм-гитарист никогда не сможет стать соло-гитаристом и наоборот. Для меня это были две разные вещи. Я считал, что соло-гитаристы постоянно тренируют гаммы и разные гитарные трюки, а ритм-гитаристы должны играть так же четко, как метроном, и иметь сильные руки. Как бы не так!
Хороший гитарист должен уметь все. С точки зрения мелодики ритм и соло — это одно и то же. Сыграть быстрый пассаж пулл-оффами без развитого чувства ритма не получится, ну а чтобы легко переходить от аккорда к аккорду, нужны беглые пальцы. В метале соло- и ритм-гитара неразрывно связаны. Именно поэтому я и пишу эту статью.
И то, и другое далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ритм-гитара в метале требует сильной, ловкой и выносливой правой руки. Ну а от левой руки понадобится все то же, что и в случае соло-гитары, с тем исключением, что пассажи играются не столько на высоких, сколько на низких струнах и, как правило, в первой позиции. Позже мы вернемся к этому.
Чтобы повторить то, что я играю на записи к этому уроку, поставьте на свою гитару струны потолще и опустите строй на два тона (C-F-Bb-Eb-G-C). Если понижать строй не хочется, не страшно. К каждому упражнению ниже прилагаются два аудиофайла: запись всех инструментов и минус.
Если вы ритм-гитарист и играете метал, вам придется постоянно поддерживать свой навык и руки в форме, иначе вы будете чувствовать себя примерно так же, как если бы вы давно не занимались в тренажерном зале, то есть играть вы будете слабо и невпопад. Обязательно тренируйте все упражнения этой статьи с метрономом. (Вы точно подумаете, что я заключил договор с компанией по производству метрономов! Слишком часто я их упоминаю.)
Вкратце о медиаторном звукоизвлечении: медиатор следует держать под углом 45 градусов к струнам (см. фото). А вообще, можете поэкспериментировать с положением медиатора, чтобы разнообразить динамику игры. Да-да, в метале динамика тоже присутствует! Просто ее сложно разобрать из-за громкости.
Начнем с правой руки. Упражнение 1 — ритм «галоп», вполне обычный для метала. Оно очень хорошо развивает правую руку. Дам вам один совет: когда вы почувствуете усталость руки, постарайтесь удержаться от искушения сжать медиатор еще крепче. Вместо этого максимально расслабьте мышцы правой руки. Я на собственной шкуре понял, насколько это важно.
Если ритмический рисунок постоянно повторяется, это не так сложно. Проблемы начинаются при переходе к новой схеме — в этом случае возрастает вероятность ошибки. Здесь нам поможет упражнение 2. Оно начинается с уже знакомого нам галопа, а потом рисунок меняется, и в последних двух тактах мы играем триоли. Не забывайте о расслаблении! Также советую послушать минус с одними барабанами. Вы заметите, что схема ударных (с двумя бас-бочками) подчеркивает схему правой руки. Вот почему аранжировки так важны — они значительно облегчают нам жизнь.
Упражнение 3 — еще одна возможность потренировать смену и смешение ритмов. Здесь мы переходим от восьмых нот к шестнадцатым. Обратите особое внимание на момент, когда нужно возвратиться к восьмым нотам. Здесь часто возникают проблемы.
Последнее упражнение (упражнение 4) — это нечто вроде скороговорки, но для правой руки. Оно состоит из серии шестнадцатых нот, которые резко меняются на секстоли. Ах да, оно еще и в размере 3/4! Чтобы вы уж точно не заскучали. Лично мне оно далось труднее всех предыдущих.
Внимательно проработайте движения медиатора (переменный штрих) при переходе от струны к струне. Начните с медленного темпа. Когда вы заметите, что играете более или менее уверенно, можете ускоряться. Но не раньше! Я сам так поступаю, репетируя новые для себя вещи.
Вот вам еще один совет: играя ритм-партии сидя, вы сильно нагружаете мышцы плеч, что приводит к быстрому утомлению. Попробуйте встать и удлинить гитарный ремень так, чтобы правая рука была полностью расслаблена, а кисть находилась на уровне бриджа. Так вы снимете значительную часть нагрузки с мышц плеч.
На записи своего первого альбома вы поймете, что записать соло очень просто. А вот над ритм-партиями приходится попотеть!
Понравился урок? Обязательно подпишись на рассылку от Гитаршколы и получай самые свежие и интересные уроки гитары.
А как композиция называется и кто исполнитель?
Это просто упражнения.
очень классно объяснено. от себя еще добавлю, что стараться надо не ставить руку низко при игре риффов, а лучше ставить руку по линии на ладони. ну и конечно же для отработки надо амплитуду делать такую, чтобы рука могла замахнуться, и после удара расслабиться. да, возможно, кто-то скажет, что ты Фреда насмотрелся. а он на самом деле правду говорит. техника все-таки стоит на первом плане. это такой же спорт, как бы это ни звучало странно
и насчет того, что надо держать себя в форме, я тоже поддерживаю полностью автора