В тяжелой музыке мне больше всего нравятся брутальные партии ритм-гитары, которыми так славятся величайшие представители этого жанра, например, Megadeth, Metallica, Slayer и другие.
Сегодня я познакомлю вас с эффективными способами создания крутых и очень тяжелых партий для ритм-гитары.
Риффы в стиле трэш-метал
На РИС. 1 вы видите рифф в духе Дэйва Мастэйна (Dave Mustaine) из Megadeth. Он исполняется в тональности Е минор и включает в себя как одиночные ноты, так и двухнотные пауэр-аккорды. Элементы этой фразы, состоящие из одиночных нот, основываются на Е-эолийском ладу (E F# G A B C D). Каждый такт (фраза состоит из пяти тактов) я начинаю с легатного хода в рамках шестнадцатой триоли. Здесь задействуются указательный и средний пальцы левой руки.
Ноты этой триоли можно не глушить, но сразу после нее я начинаю применять технику палм-мьютинга (P.M. — palm muting — глушение ладонью). Остальные одиночные ноты этого риффа я играю именно так. Обратите внимание на то, что на первую и вторую долю каждого такта приходится одна и та же фигура, а вот за ней уже следуют разные пауэр-аккорды. В четвертом такте я сдвигаю легатный ход по гамме на ноту выше. В данном случае хаммер-он и пулл-офф приходятся на третий и пятый лады пятой струны и исполняются опять же указательным и средним пальцами.
Рифф на РИС. 2 характерен для творчества Megadeth середины девяностых годов. Вместо прямых пауэр-аккордов, состоящих из тоники и квинты, я играю нотные пары, являющиеся одновременно аккордами и мелодией. Начинаем со стандартного пауэр-аккорда Е5 и переходим к арпеджио — каждая нота аккорда берется в отдельности и последовательно. В конце первого такта я поднимаю ноту на пятой струне на один лад — от В к С. В результате получается дабл-стоп С-Е, что дает эффект звучания аккорда С на фоне тоники Е.
В конце второго такта я поднимаю ноту на пятой струне еще на полтона (до C#) и получаю дабл-стоп А/C# на фоне Е. После этого я завершаю фразу слайдами на одиночных нотах, подчеркивающих аккорд D мажор и следующий за ним Е минор. Хорошенько разберитесь в этом, и вы заметите, что я комбинирую ритмическую фигуру восьмыми нотами с мелодией одиночными нотами, и это звучит очень мощно.
Последний пример (см. РИС. 3) — это скорее спид-метал. Нечто подобное вы найдете в творчестве Exodus и Forbidden, а также ранних Metallica. Его следует играть в очень быстром темпе — 220 ударов в минуту. Рифф производит эффект исполнения групп из четырех нот триолями, потому что он играется восьмыми нотами, основанными на триолях.
Не забывайте подписываться на рассылку Гитаршколы, тогда Вы научитесь играть не только тяжелые риффы в стиле трэш-метал, но и освоите другие техники игры.