Сегодняшний урок я посвящаю гитаре Fender Mustang — одной из «незаслуженно забытых» моделей гитар компании Fender. Далеко не каждый гитарист рассматривает возможность приобретения такой гитары. Даже несмотря на то, что Эдриан Белью (Adrian Belew), Курт Кобейн (Kurt Cobain), Джон Фрусчанте (John Frusciante) и Джон МакЛафлин (John McLaughlin) в свое время остановили свой выбор именно на ней. Тем не менее, думаю, эта гитара достойна более внимательного рассмотрения. Хотя бы даже потому, что винтажный Mustang можно купить по вполне приемлемой цене. Компания Fender производила эту модель большими объемами, поэтому многие гитары все еще находятся в очень хорошем состоянии — не в последнюю очередь благодаря отличному качеству сборки Mustang.
Немного истории о Fender Mustang
Первая гитара Mustang была выпущена в августе 1964. Эта модель выпускалась до тех пор, пока CBS не продали Fender, что произошло в начале восьмидесятых годов. По сути, Mustang представлял собой Fender Duo-Sonic, оборудованный динамическим вибрато Fender, и был доступен в красном, белом или голубом цвете — так называемые «патриотические» цвета.
Гитара Mustang была разработана как студенческая модель, но стала очень популярной среди тех, кому понравилось ее уникальное звучание и ощущение от игры на гитаре с малой мензурой, а также среди гитаристов с маленькими руками. Коллекционеры ценят ранние модели Mustang. Считается, что «золотая эра» этих гитар длилась всего несколько месяцев — до тех пор, пока в январе 1965 года CBS не перекупили Fender. В конце 1965 — начале 1966 гг. CBS внесли первые изменения в конструкцию Mustang, поэтому очень легко определить, был ли тот или иной Mustang произведен до этого момента или после. Изменения коснулись головы грифа — она стала более крупной по сравнению с оригинальным вариантом Fender.
Стандартный вариант Fender Mustang
«Скошенные» бриджевые и нэковые датчики Mustang были разработаны специально для этой модели — таких датчиков не найти на стратокастерах или телекастерах. Кроме того, гитара оборудована регуляторами громкости и тона на 250 К, керамической ручкой тона на 0,05 мкФ 50 В и парой переключателей 2P3T.
Каждый датчик подсоединялся к одному из этих переключателей, что делало возможными следующие комбинации:
• датчик включен в фазу
• датчик выключен
• датчик включен вне фазы
Эта схема распайки обеспечивала восемь разных вариантов звучания. Звукосниматели могли работать параллельно или по отдельности, а в случае, когда они работали вместе, их можно было включать в фазу или вне фазы. На сайте ToneShapers.com есть отличная схема оригинальной распайки Mustang, нарисованная Джорджем Эллисоном (George Ellison). Вот эта схемa.
А можно лучше?
Есть несколько вариантов усовершенствования этой распайки. Можно, например, распаять датчики в серии (в фазу или вне фазы) или установить более привычный переключатель датчиков в духе Fender. По сути, корпус винтажных Mustang своей конструкцией буквально «требовал» подобной модификации, поэтому на многих из них она уже реализована. Я думаю, это говорит о том, что уже в середине шестидесятых годов оригинальная распайка не пользовалась особой популярностью.
Что же еще можно сделать, чтобы получить еще более интересное звучание? Вариантов много, но я покажу вам свой любимый — см. рисунок ниже. Мы доработали таким образом уже несколько гитар, и все клиенты остались довольны результатом. Мы игнорируем опцию работы датчиков в фазу и трансформируем один из переключателей в стандартный переключатель датчиков. Это дает три комбинации:
• только бриджевой датчик
• бридж плюс нэк параллельно и в фазу
• только нэковый датчик
Подобную схему можно найти на любом телекастере. Она обеспечивает ту самую теплоту тона синглов Fender.
Второй переключатель мы превращаем в переключатель предварительной установки. Находясь в положении, наиболее близком к нэку, он воздействует на трехпозиционный переключатель датчиков. Это включает оба датчика в серии (в фазу) и дает жирное и громкое звучание соло, которое также отлично подходит для джаза. Оставшиеся две позиции на переключателе предварительной установки неактивны и не влияют на трехпозиционный переключатель датчиков.
Я рекомендую установить аудиопотенциометры на 250 К и ручку тона на 0,022 мкФ, что значительно разнообразит палитру тона и позволит каждому гитаристу найти звучание, соответствующее его стилю игры. Попробуйте и вы!
В одной из следующих статей мы поговорим о том, как можно поработать с гитарой Fender Jaguar, чтобы сделать ее еще более практичной и несколько улучшить характеристики звучания. До скорого!
Как распаять Fender Mustang с синглом и хамбакером например Seymour Duncan JB 4 провода?
Интересная схема . есть один вопрос — сильно ли отличаются японские и американские датчики fender mustang ?
У меня fender mustang, хотелось бы что-то перепаять так, чтобы на выбор было много вариантов звучания. Ваша идея мне тоже понравилась.
нет такого понятия вне фазы. есть понятие противофаза