Сегодня мы займемся нечетными размерами и использованием их в контексте шестнадцатых нот.

Как вы уже поняли, размер, основанный на шестнадцатых нотах, построен на группах из шестнадцатых нот. Это записывается в знаменателе. Так, 5/16 означает, что один такт состоит из 5 шестнадцатых нот. Размер 21/16 подразумевает, что в такт входит 21 шестнадцатая нота, и т.д. Размеры с шестнадцатыми нотами время от времени встречаются в стиле прогрессив.

Упражнения с нечетными размерами

Пример 1 – это пример такта в размере 4/4, за которым следуют два такта в 5/16. Рекомендую считать доли вслух.

Ноты в размере 4/4 и 5/16 для гитары


Пример 2 немного напоминает творчество группы Dream Theater и Майка Портного (Mike Portnoy). Размер 19/16 можно рассматривать как 4/4 (включающий 16 шестнадцатых нот), за которым следует размер 3/16.

В итоге получился ритм в размере 4/4 и три шестнадцатых ноты. На повторе играем две группы из трех нот, в результате чего получился такт 6/16. Комбинация такта 4/4 и такта 6/16 – отличный способ представить размер 22/16.

Нечетные размеры на электрогитаре


С подобными комбинациями четвертных, восьмых и шестнадцатых размеров можно экспериментировать бесконечно. Но на мой взгляд, они часто звучат довольно неестественно. Эти идеи можно также воплощать в жизнь при помощи так называемых полиразмеров. Полиразмер – это любой размер, включающий несколько разных размеров.

Идея в следующем. Как мы только что узнали, размер 4/4 включает 16 шестнадцатых нот. Этого показателя (16) можно достичь по-разному. Можно взять четыре группы из четырех нот, а можно сделать так: 5-5-5-1, 6-6-4, 3-7-6 и т.д. Такой подход даст вам несколько более мелких фрагментов, которые отлично впишутся в размер 4/4. В Примере 3 мы берем две группы из пяти шестнадцатых нот, за которыми следуют три группы из двух шестнадцатых.

Шестнадцатые ноты в разных размерах


Подразделение на 5-5-2-2-2 в предыдущем примере вместилось в один такт, но звучание становится еще интереснее, когда эти идеи играются более долго. Пример 4 состоит из двух тактов, значит, мы имеем дело с 32 шестнадцатыми нотами. В данном случае применим группировку 7-7-7-7-4. Это дает определенную степень напряжения, потому что появляется ощущение, что музыка уходит от ритма и через два такта возвращается к нему.

Нечетный размер такта на гитаре


Вот идея в стиле метал (Пример 5) на открытой струне Е. Исполняем ноту, затем ударяем по струне левой рукой, после чего играем по приглушенной струне правой рукой. Этот такт разделен следующим образом: 2–2–3–3–3–3.

Метал риффы для гитары


Пример 6 похож на предыдущий, с той разницей, что в данном случае мы играем на два такта. Цепочка из трехнотных групп создает ритмическое напряжение, требующее разрешения. Поскольку этот отрывок не так долог, он не режет слух. Послушайте “Bleed” от Meshuggah – это хороший пример простого размера 3/16, накладываемого на барабаны в размере 4/4.

Ломаные риффы для электрогитары


Следующий пример основан на творчестве Тома Монды (Tom Monda) из прог-рок-группы Thank You Scientist. Том видит идеи, подобные Примеру 7, как ритмическое напряжение, требующее разрешения. Это повторение 19/16, играемое три раза с шестинотным риффом в конце, который подразумевает размер 7/16 — но от прослушивания складывается совсем другое впечатление. Послушайте внимательно: вы заметите, что линия барабанов явно исполняется в размере 4/4, что и придает эту полиразмерность.

Рифф в стиле Тома Монды


Пример 8 – это расширение предыдущего примера на один такт в 4/4 с полиразмерным риффом. В результате получаем интересную фразу.

Thank You Scientist табы и ноты группы


Совместив два примера, получаем Пример 9. Попробуйте сыграть каждую часть в отдельности с метрономом. Не так-то просто!

Конечно, все эти идеи можно развивать и дальше. Послушайте Рона Джарзомбека (Ron Jarzombek) и его работы с Blotted Science – это хороший пример того, чего можно достичь этим подходом.

Добавить комментарий