В прошлой части этого урока мы говорили о четвертных, шестнадцатых триолях и о секстолях. Также мы научились создавать сложные фразы на основе гемиолы. Напомню, как это делается: берем повторяющуюся последовательность нот и меняем ее ритм так, чтобы схема при каждом повторении начиналась с разных нот (ритмическое смещение).
Сегодня наша задача — углубить познания в области ритма и разобраться в таком явлении, как квинтоли. Квинтоль — это группа из пяти нот равной длины, приходящихся на один (например, четвертной) удар. Также мы научимся создавать фразы с действительно психоделическим оттенком звучания.
На РИС. 1a представлена фраза из пяти нот, основанная на нисходяшей блюзовой гамме. Играем эту фразу в квинтольном ритме (квинтоли обычно обозначаются цифрой 5, расположенной над/под ребром, связывающим пять нот, посередине). Как вы видите и слышите, такой ритм отлично подходит к количеству нот во фразе (пять).
Поэтому она каждый раз начинается с той же ноты, и мы получаем простую, несинкопированную мелодию. Поиграйте этот пример несколько раз, чтобы хорошо усвоить схему и квинтольный ритм. Играйте переменным штрихом (вниз, вверх, вниз, вверх и т.д.) и не забывайте отстукивать ногой каждый четвертной удар.
а) несинкопированные квинтоли
Схема движения медиатора на первый взгляд может показаться немного непривычной, ведь мы играем пять нот (нечетное число), используя два вида удара медиатором (четное число). Играя так, вы постоянно меняете акценты и таким образом тренируете правую руку, ведь на первую (акцентированную) ноту фразы приходится то даунстрок, то апстрок.
Общепринятого способа отсчета квинтолей не существует, но я предлагаю считать примерно так: «раз-би-ду-бо-да, два-би-ду-бо-да, три-би-ду-бо-да, четыре-би-ду-бо-да, раз-би-ду-бо-да и т.д.». Так вы сможете отслеживать каждую квинтоль и каждый удар, не путая этот метод с методом отсчета триолей или шестнадцатых нот.
Теперь давайте поэкспериментируем. Возьмем ту же схему из пяти нот и изменим ритм фразы, чтобы она зазвучала по-иному, более «хаотично». Например, мы можем сыграть эти пять нот в ритме шестнадцатых нот, как показано на РИС. 1b. В данном случае рисунок с каждым повторением смещается на одну шестнадцатую ноту, что создает ступенчатый эффект. Кажется, что фраза «оживает» и так и норовит выйти из-под контроля. Но вы быстро заметите, что ее все-таки можно «оседлать», потому что в итоге (после нескольких повторений) фраза вернется к своему началу (к ноте, которая изначально была первой) и снова ровно ляжет в ритм.
b) гемиольное синкопирование (шестнадцатые ноты)
С помощью гемиолы можно создавать огромное количество крутых фраз. Возьмем, например, уже знакомую нам последовательность из пяти нот и сыграем ее в ритме восьмых триолей (см. РИС. 1c). Как же здорово и необычно звучит! Послушайте сами — фраза как будто все больше и больше расходится с основным ритмом, но наступает момент, когда все вновь возвращается на круги своя. Напоминает движение стеклоочистителей, работающих с разной скоростью.
с) гемиольное синкопирование (восьмые триоли)
Посмотрим, что будет, если применить метод гемиольного синкопирования к основанной на хроматической гамме фразе, которая уже сама по себе звучит весьма «навороченно». На РИС. 2a мы видим несинкопированную пробежку из шестнадцатых нот вверх по первой струне в соответствии со схемой «два лада вверх — один лад вниз». На РИС. 2b показано, как этот нагнетающий напряжение рисунок можно преобразить в нереально психоделическую фразу, играя те же самые ноты, но в ритме восьмых триолей.
а) несинкопированные шестнадцатые ноты
b) гемиольное синкопирование (восьмые триоли)
Постарайтесь научиться играть эти примеры чисто (имеется в виду, играть, отстукивая ногой ритм, стабильно, не сбиваясь и не путаясь) — так вы сделаете большой шаг вперед в развитии чувства ритма, ведь для этого вам придется разобраться с акцентированием всевозможных восьмых триолей и с синкопированием шестнадцатых нот. Первое время играйте медленно, не ускоряйтесь, пока не почувствуете уверенность при игре в медленных темпах. Уделив достаточно времени тренировке, вы сможете достигнуть отличных результатов.
Создавая собственные «закрученные» фразы, не забывайте о том, что они должны быть цикличными — возвращать слушателя назад в ритмическую ткань произведения и завершать таким образом музыкальную идею отрывка. Если вы решили слегка отойти от основного ритма, всегда возвращайте фразу назад, иначе она прозвучит незаконченно и вызовет лишь недоумение.