На прошлых уроках мы разобрались, что такое триоли, и как их считать, а также узнали как играть гемиолы. Гемиола — это наложение двухдольности на триольность. Мы брали короткие повторяющиеся фрагменты с восьмыми нотами и делали их более интересными, меняя ритм и синкопируя их.
Получалось, что они смещаются в такте. Мы использовали такой же подход, изменяя фразу с шестнадцатыми нотами, также превращая их в триоли.
В этой статье мы сыграем гемиолы, которые помогут расширить ваши композиторские способности и научиться понимать синкопирование лучше. Для начала посмотрим на два известных ритма, где используются триоли.
РИСУНОК 1 Показывает четвертые триоли (сверху) и триплеты с восьмыми нотами (снизу) с акцентами, паузами и лигами, чтобы подчеркнуть нужную ноту. Запомните разницу в игре, прочувствуйте ритмы.
РИСУНОК 2 Показывает два ритма с четвертыми триолями. Обратите внимание, что одна триоль занимает две доли, то есть половину такта (тоже самое, что две восьмых триоли).
Самое сложное в счете и игре восьмых триолей — это топать ногой ровно в такт. Легче всего тут просто считать восьмые триоли, как показано на рисунке, так чтобы каждая восьмая триоль падала на счет (1 трип лет 2 трип лет 3 трип лет 4 трип лет). Так будет проще сориентироваться в ритме.
РИСУНОК 3 Идем в обратном направлении. Шестнадцатые триоли играются как еще три ноты между восьмыми, быстрее и сложнее. В этот примере два варианта шестнадцатых триолей.
Нет стандартного подхода для счета шестнадцатых. Некоторые музыканты считают так: «1-трип-лет и-трип-лет, 2-трип-лет и-трип-лет» и так далее. Это упражнение может потребовать много сил, но будьте упорны.
РИСУНОК 4 Секстоль, или удвоенная триоль играется на той же скорости что и шестнадцатые триоли. Разница в том, где ставить акценты. На этом примере мы используем секстоли и шестнадцатые триоли в одном такте. Обратите внимание на длину нот. Можно считать как «раз-и трип-и лет-и, два-и трип-и лет-и» и так далее.
РИСУНОК 5.а Это интересно звучащая гемиола, которая основана на повторяющимся фрагменте с шестью нотами. Как вы видите и слышите, этот фрагмент играется шестнадцатыми нотами вместо секстолей, таким образом смещая его вперед на одну восьмую ноту. Каждый раз фраза начинается с разной ноты. Создается интересное синкопирование, которое звучит живее и запоминается лучше. Потренируйтесь с первым фрагментом, и потом переходите к 5.б. В обоих упражнениях придется постараться извлечь ноты правильными ударами вверх-вниз.
Вот такой он, мир триолей и гемиол. Довольно непросто на первый взгляд, но, немного практики, и все получится!
В следующей части мы разберем квинтоли и еще более сумасшедшие гемиолы с использованием шестнадцатых и восьмых триолей.